биологии 11 класс. ( Раздел V «Учение об эволюции органического мира».
Глава 12 «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение»).Автор : учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО
с,Пантелеймоновка - Яценко Г.П.
Автор : учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО
с,Пантелеймоновка - Яценко Г.П.
Сравнительная характеристика значения трудов ученых- биологов 18-19 веков.
А. Эволюция
Б.Креационизм
В.Трансформизм
Г. Систематика
1.Необратимое и в известное мере направленное историческое развитие живой природы.
2. Раздел биологии, задачей которого является описание всех существующих и вымерших организмов, а также их классификация.
3. Идеалистическое учение в биологии, утверждающее, что все живое на Земле является результатом акта божественного творения.
4. Представления об изменении и превращении форм организмов, происхождении одних организмов от других.
Предпосылки эволюционного учения
Социально-экономические
1.
2.
Научные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Инструктивная карта.
Цель работы :
сформировать понятие «изменчивость организмов» и отработать выявление признаков на практике;
выработать умение наблюдать натуральные объекты;
устанавливать сравнительные выводы.
Оборудование: раздаточный материал, демонстрирующий изменчивость организмов ( гербарные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра каждого вида); наборы семян ), лупа, измерительная линейка).
Инструктивная карта. Ход работы :
1. Сравните 3 растения одного вида. Найдите признаки сходства в их строении ( зафиксируйте это в тетрадь). Объясните причины сходства.
2. Выявите признаки различия ( зафиксируйте их). Объясните, какими свойствами организмов обусловливаются различия между особями одного вида.
Какие различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивость?
Объясните причины возникновения различий между особями одного вида.
Сформируйте вывод по лабораторной работе.
1.
Групповая
Индивидуальная
Соотносительная
3.Борьба за существование
Межвидовая
Внутривидовая
4.
2.Наследственность
5.
Факторы ненаправляющие эволюционный процесс
Поток и дрейф генов
Изоляция
1
Географическая
2
Биологическая
Вид - …
Критерии вида:
морфологический, генетический,
… ?, биохимический
географический, … ?
Популяция – это совокупность особей одного вида, длительно существующих на определенной и от других особей вида.
Это элементарная единица … ?
Характеризуется:
плотностью;
… ?;
половым составом;
возрастным составом;
генетическим полиморфизмом
1. Причина борьбы за существование:
а)изменчивость особей популяции; б)отсутствие приспособлений к среде;
в)природные катаклизмы; г)ограниченность ресурсов, высокое размножение.
2.Соперничество между хищниками за добычу – пример:
а)внутривидовой борьбы; б)межвидовая борьба за существование;
в)борьба с неблагоприятными условиями; г) «брачный турнир».
3. Элементарная единица эволюции –
а)популяция; в)вид; б)особь; г)биоценоз
4.Элементарный эволюционный материал поставляют:
а)мутации; б)модификации; в) отбор; г)популяционные волны
5.Наличие сходных черт строения организмов определяется критерий:
а)генетический; б)морфологический; в)физиологический; г)экологический.
1.Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
2.Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались в соответствии с окружающими условиями.
3.В основе преобразования видов в природе лежат наследственность и изменчивость, а также… естественный отбор …с борьбой за существование.
4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
Инструктивная карта.
Цель работы:
сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания;
закрепить умение выполнять наблюдение за натуральными объектами;
закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания, соотносить теоретические знания с их практическим проявлением.
Оборудование:
фотографии животных различных сред обитания;
гербарные образцы растений.
Инструктивная карта.
Ход работы:
1. Определите среду обитания животного и растения. Выявите черты приспособленности к среде обитания. Зафиксируйте их в тетради.
2. Поясните предложение: «Приспособленность имеет относительный характер.»
3.На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизмы возникновения приспособлений.
4.Сделайте общий вывод по лабораторной работе.
1. К внутривидовой борьбе не относится:
а) состязание серой и черной крыс; б) соперничество самцов за самку;
в) борьба за свет в хвойном лесу; г) борьба двух пестрых дятлов за дупло.
2.Материалом для эволюции служит:
а)борьба за существование; б) естественный отбор; в)наследственная
изменчивость; г) модификационная изменчивость.
3.Кариотип организмов изучает критерий:
а)генетический; б)физиологический; в)морфологический; г)экологический.
4. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:
а)создает новые виды; б)создает материал для эволюции; в)закрепляет
новый эволюционный материал; г)сохраняет наиболее полезные изменения.
5. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
а)борьба за существование; б)наследственная изменчивость; в)естественный отбор; г) все перечисленные.
В приведенных фразах заполните пробелы:
1.Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид,- это…критерий вида.
2.Естественный отбор - … фактор эволюции.
3.Мутации носят… характер.
4.Естественный отбор, приводящий к образованию новых видов, называется… .
5. Мутационный процесс – источник… .
6. Приспособленность всегда носит … характер.
(а. относительный; б. направляющий; в. движущий; г. случайный
д. наследственной изменчивости; е. экологический).
Пример оформления ответа ---1.е;
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
Автором первой эволюционной теории является Ж.Б. Ламарк.
Межвидовая борьба за существование обостряется в случае конкуренции между видами.
Дрейф генов – это увеличение численности особей.
Элементарной единицей эволюции считается особь.
Полезность или вред мутаций определяет наследственность.
Ведущую роль в эволюции играет мутационная изменчивость.
Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в биологию:
Имя ученого Заслуга
1. Ч. Лайель а) описал более 500 видов растений и животных, расположив
их в определенном порядке.
2. Аристотель б) в классификации использовал принцип соподчиненности
систематических категорий.
3.К. Линней в) сформулировал закон зародышевого сходства.
4. К. Бэр г) изучая геологическую историю Земли, выдвинул идею
движущих факторов эволюции .
5. Ч.Дарвин д) вскрыл движущие силы и выявил причины протекания
биологической эволюции.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть