Слайд 1Тема урока:
Генетика пола и наследование, сцепленное с
полом
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов,
сцепленных с полом.
Слайд 2I. Задания на составление логических цепочек
Объедините данные понятия в логическую
цепочку:
1. Ген; Геном; Генотип;
Генофонд
2. Ген, Белок (фермент), Химическая реакция, Признак.
3. Генотип; Фенотип; Окружающая среда
Слайд 3II. Задания на определение типа скрещивания
1. Какая из предложенных
схем соответствует моногибридному скрещиванию?
1. АВ х ав
2. Ав х аа
3.
Ав х АА
4. Аа х Аа
Слайд 42. Какая из предложенных схем соответствует дигибридному скрещиванию?
АВСД х
аавв
Аа Вс х ааСС
ААвв х ААВВ
АаВС х АаВВ
Слайд 53. Какую из записей можно отнести к анализирующему скрещиванию?
Ав х
ВВ
Аа х аа
Ав х аа
Аа х Аа
Слайд 6III. Задания на знание законов Г.Менделя
1. Какой из предложенных
вариантов моногибридного скрещивания гороха посевного даст единообразное потомство?
Аа х аа
Аа
х АА
АА х аа
Аа х Аа
Слайд 7 Какое из предложенных расщеплений по генотипу соответствует второму закону
Менделя?
1) 1:2:1
2) 2:1:1
3) 3:1
4) 2:1
Слайд 83. Какое из предложенных расщеплений по фенотипу соответствует третьему закону
Менделя?
1) 1:2:1
2) 9:3:3:1
3) 6:3:3:1
4)
3:1
Слайд 9IV. Задания на соответствие
1.Составьте пары аллельных признаков гороха
Слайд 10
2. Укажите среди указанных генов
А.аллельные
Б. неаллельные
1) аА 6) ВВ
2) аа 7) Вв 3) ав 8) Ав
4) аВ 9) вв
5) АА 10) АВ
Слайд 113. Восстановите соответствие между гаметами и зиготами
Слайд 12V. Задания по подсчёту гамет
Сколько гамет может образовать организм генотипа
ААВвСс
АаВвСсДд
Сколько
и какие типы гамет может образовать организм генотипа
Аа Вв
Дд ЕЕ
Слайд 13Тема урока:
Генетика пола и наследование сцепленное с
полом
План темы
1.Отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки.
2.Хромосомное определение
пола.
3.Наследование признаков, сцепленных с полом (на примере наследования заболевания гемофилией).
§12, стр. 56
Слайд 14Пол - это совокупность признаков и свойств организма,
обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу наследственной информации
за счет образования гамет.
Слайд 15Кариограммы (систематизированный набор хромосом) нормальных кариотипов женщины и мужчины, рутинная
окраска
Слайд 16Хромосомы одинаковые у мужского и у женского полов называются
аутосомы.
Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются
друг от друга, называют половые хромосомы.
Те из них, которые одинаковы у особей мужского и женского пола и являются парными у одного из полов, получили название X-хромосом.
Непарная половая хромосома, имеющаяся у организмов одного пола и отсутствующая у другого, была названа Y-хромосомой.
Слайд 17Следовательно, у любого вида особи обоих полов имеют одинаковые аутосомы
и одну из X-хромосом. Различаются же они тем, что у
одного пола имеются две X-хромосомы, а у другого – X – и Y-хромосомы.
Примером могут являться половые хромосомы в геноме человека
Слайд 18Диплоидная клетка
организма человека содержит:
46 хромосом = 23 пары гомологичных
хромосом
22 пары аутосом,
1 пара - половые хромосомы
у мужчины у женщины
XY XX
Слайд 19Наличие половых хромосом XX и XY не только объясняет наличие
мужского и женского полов, но и обусловливает рождение равного числа
детей обоего пола.
Слайд 20В среднем у человека на 100 новорожденных девочек приходится 103
мальчика;
к юношескому возрасту на 100 девушек - 100 юношей;
к
50 годам на 100 женщин— 85 мужчин;
к 85-летнему возрасту на 100 женщин -всего 50 мужчин.
Слайд 21Четыре типа распределения половых хромосом:
I. Мужской пол гетерогаметен (ХУ), женский-
гомогаметен (XX) (млекопитающие, дрозофила и т. д.)
II. Мужской пол гетерогаметен
(50 % гамет несут X хромосому, 50 % гамет не имеют половой хромосомы ХО), женский - гомогаметен (XX) (кузнечики).
III. Женский пол гетерогаметен (ХУ), мужской гомогаметен (XX) (птицы, пресмыкающиеся, шелкопряд, хвостатые амфибий)
IV. Женский пол гетерогаметен (ХО), мужской гомогаметен (XX) (ящерицы, рыбы).
Слайд 22Аномалии в наследовании пола
синдром Клайнфельтера (XYY)
Слайд 243.Наследование признаков, сцепленных с полом, на примере наследования заболевания гемофилией.
Слайд 25Схема наследования гемофилии
ХH – нормальная свёртываемость крови
Хh – гемофилия
Р
♀ ХH Хh х ♂ ХHУ;
Носит. Норм.
G ХH ХH
Хh У
F1 ♀ ХH ХH ; ♂ ХH У ; ♀ ХH Хh ; ♂ Хh У
Норм. Норм. Носит. Гемоф.
Слайд 26Вывод:
Гетерогаметный потомок (XY) Х-хромосому всегда получает от гомогаметного родителя
(XX), а единственная Х-хромосома гетерогаметного родителя попадает к гомогаметному потомку
(XX) (то есть признаки наследуются от матери к сыновьям, от отца к дочерям). Поэтому мальчики чаще похожи на маму, а девочки на папу.
Слайд 27Решить задачу
В медико-генетическую консультацию обратилась молодая семейная пара с просьбой
- определить вероятность появления волосатых ушей у потомства, так как
муж имеет этот признак. Гипертрихоз (волосатые уши) наследуется как признак, сцепленный с Y хромосомой.
Слайд 28Домашнее задание
По учебнику И.Н. Пономаревой, §12, вопросы после параграфа, термины
Слайд 29Решить задачу
Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем
жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у
детей? Известно, что ген дальтонизма передается как рецессивный, сцепленный с Х хромосомой признак.
Слайд 30По схеме родословной определите:
а) предполагаемые генотипы каждого поколения по
признаку окраски глаз; б) способ наследования этого признака.