Разделы презентаций


Генотип – целостная система

Содержание

Цель урокаПовторить и обобщить учебный материал о строении гена и механизме реализации наследственной информации. Совершенствовать и расширить понятия о взаимодействии и регуляции работы генов при формировании признака.Продолжить формировать и совершенствовать навыки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Генотип – целостная система
Сахаров Н.Н. – учитель биологии МОУ Нехаевская

СОШ Волгоградская область

Генотип – целостная системаСахаров Н.Н. – учитель биологии МОУ Нехаевская СОШ Волгоградская область

Слайд 2Цель урока
Повторить и обобщить учебный материал о строении гена и

механизме реализации наследственной информации.
Совершенствовать и расширить понятия о взаимодействии

и регуляции работы генов при формировании признака.
Продолжить формировать и совершенствовать навыки учебной деятельности (классификация, обобщение, выделение существенных признаков и закономерностей).
Цель урокаПовторить и обобщить учебный материал о строении гена и механизме реализации наследственной информации. Совершенствовать и расширить

Слайд 3Введение в тему урока.
Что такое генотип?
Какие группы генов можно рассматривать

по выполняемым функциям?
Строение гена
Механизм процессинга

Введение в тему урока.Что такое генотип?Какие группы генов можно рассматривать по выполняемым функциям?Строение генаМеханизм процессинга

Слайд 4Группы генов по функциям
Структурные
(белки ферменты,
гистоны,
последовательность
нуклеотидов в РНК)


Гены

–модуляторы:
ингибиторы,
интенсификаторы,
интеграторы,
модификаторы.

Функциональные
Гены – регуляторы,
регулирующие
работу
структурных генов.



Группы генов по функциямСтруктурные(белки ферменты, гистоны, последовательность нуклеотидов в РНК)Гены –модуляторы:ингибиторы, интенсификаторы, интеграторы, модификаторы.Функциональные Гены – регуляторы,

Слайд 5Структурная часть гена

Промотор
Начало транскрипции




Старт-кодон
Стоп - кодон
3’
5’
5’
3’
Терминатор транскрипции



Строение гена
Участок связывания фермента

РНК-полимеразы (место начала транскрипции)
Участок, кодирующий последовательность аминокислот в молекуле белка.
Триплет

ТАЦ в ДНК и АУГ в РНК иницирующий начало синтеза белка

Триплеты – бессмысленные кодоны на которых завершается трансляция

Участок, сигнализирующий о прекращении транскрипции

Структурная часть генаПромоторНачало транскрипцииСтарт-кодонСтоп - кодон3’5’5’3’Терминатор транскрипцииСтроение генаУчасток связывания фермента РНК-полимеразы (место начала транскрипции)Участок, кодирующий последовательность аминокислот

Слайд 6





Единицы транскрипции







Экзон Интрон Экзон Интрон Экзон
Кэп

- шапочка
Поли - А
Удаляются
Удаляются

Зрелая иРНК


Механизм процессинга и сплайсинг

Единицы транскрипцииЭкзон  Интрон  Экзон  Интрон  ЭкзонКэп - шапочкаПоли - АУдаляются Удаляются Зрелая иРНКМеханизм

Слайд 7Проблема урока
Генотип – это сумма независимых генов организма или …?

Проблема урокаГенотип – это сумма независимых генов организма или …?

Слайд 8Реализация генетической информации
Другие гены
Ген (ДНК)
иРНК
Белок (фермент)
Биохимическая реакция


Признак
Другие признаки
Факторы внешней среды












«Много генов – один признак»
«Один

ген – много признаков»


Реализация генетической информацииДругие гены Ген (ДНК) иРНКБелок (фермент) Биохимическая реакция Признак Другие признаки Факторы внешней среды«Много генов

Слайд 9Все ли гены в генотипе организма работают одновременно?
Все ли

клетки организма нуждаются в энергии?
В каких тканях образуются белки, обеспечивающие

движение организма?
В каких клетках кожи образуется пигмент?

Генотип всех клеток организма одинаков, а ткани и органы отличаются друг от друга. Почему?


Все ли гены в генотипе организма работают одновременно? Все ли клетки организма нуждаются в энергии?В каких тканях

Слайд 10Выводы
Есть универсальные гены, работающие во всех клетках (образование энергии)
Гены, характерные

для определенных тканей (клетки мышечной ткани)
Гены, характерные для определенного типа

клеток тканей (клетки эпидермиса кожи).
Специфичность клеток организма определяется деятельностью определенных генов.

Чем определяется специфичность клеток организма?

ВыводыЕсть универсальные гены, работающие во всех клетках (образование энергии)Гены, характерные для определенных тканей (клетки мышечной ткани)Гены, характерные

Слайд 11Взаимодействие генов при определении пола
Предложите возможные варианты взаимодействия генов при

формировании пола у человека, зная, что Х – хромосома определяет

женский пол, а У – хромосома мужской. У мужчин в генотипе имеется Х – хромосома. Почему развитие организма идет по мужскому типу?

Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой?

Почему в разных клетках работают разное число и разные группы генов? Чем это определяется?

Взаимодействие генов при определении полаПредложите возможные варианты взаимодействия генов при формировании пола у человека, зная, что Х

Слайд 12Взаимодействие генов при определении пола у нематоды
Fog -1
спермии
mog -3
Цепочка взаимодействующих

генов при определении направлении развития половых клеток если активны гены

fem то в половых клетках экспрессируется ген Fog -1. это приводит к подавлению активатора ооцита mog -3 и дифференцировке половой клетки в спермий.

mog -3

ооциты

Если активируется ген tra 1, то подавляется ген Fog -1, что дает возможность экспрессироваться гену mog -3 и направляет развитие в сторону ооцита.

Fog -1

Взаимодействие генов при определении пола у нематодыFog -1спермииmog -3Цепочка взаимодействующих генов при определении направлении развития половых клеток

Слайд 13
Включение и выключение генов происходит согласно программе развития, которая

реализуется под воздействием внутренних и внешних факторов среды, возраста, пола

и т.д.

Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой?

Происходит параллельное и последовательное действие генов, определяющих пол организма

Наличием программы работы в каждой клетке, взаимодействием генов.

Включение и выключение генов происходит согласно программе развития, которая реализуется под воздействием внутренних и внешних факторов

Слайд 14



Ген-регулятор

иРНК-полимераза
Оператор
Структурный ген
транскрипция
иРНК
трансляция
Лактоза действует как индуктор
Комплекс индуктора с репрессором, неспособный связаться

с оператором
Глюкоза + галактоза
β - галактозидаза
фермент
Схема регуляции работы генов (по

Жакобу и Моно )

При наличии лактозы

репрессор

Рассмотрим механизм регуляции
синтеза белка на примере
работы лактозного оперона
молочнокислых бактерий

Ген-регуляториРНК-полимеразаОператорСтруктурный гентранскрипцияиРНКтрансляцияЛактоза действует как индукторКомплекс индуктора с репрессором, неспособный связаться с операторомГлюкоза  + галактозаβ - галактозидазаферментСхема

Слайд 15Работа с моделью лактозного оперона бактерий
1. Внимательно рассмотрите предложенную модель
2.

Измените количество лактозы (индуктора, поступаемого из внешней среды)
- уменьшите

(отметьте, что происходит)
- увеличите (отметьте, что происходит)
3. Такие же действия проделайте с другими компонентами процесса.
4. Изменяйте только содержание лактозы (индуктора), что наблюдаете? Как меняется работа лактозного оперона? Постоянно ли работают гены? Обоснуйте результаты эксперимента.
Работа с моделью лактозного оперона бактерий1. Внимательно рассмотрите предложенную модель2. Измените количество лактозы (индуктора, поступаемого из внешней

Слайд 16Работа с моделью лактозного оперона бактерий

Работа с моделью лактозного оперона бактерий

Слайд 17Выводы
Работа оперона молочно-кислых бактерий происходит в результате деятельности белка

репрессора и факторов внешней среды (наличие или отсутствие индуктора)
Как происходит

работа оперона молчно-кислых бактерий?

Как действуют гены в работе оперона?

Процесс расщепления лактозы происходит в ходе взаимодействия генов, входящих в оперон и гена регулятора.

Последовательное действие генов

Выводы Работа оперона молочно-кислых бактерий происходит в результате деятельности белка репрессора и факторов внешней среды (наличие или

Слайд 18Рассмотрим взаимодействие генов при формировании различных признаков
1. Окраска волосяного покрова

мышей определяется несколькими генами. Как эти гены могут взаимодействовать?

Рассмотрим взаимодействие генов при формировании различных признаков1. Окраска волосяного покрова мышей определяется несколькими генами. Как эти гены

Слайд 20Последовательное действие генов
Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций

последовательно.
Какое – то вещество (пропигмент), служит продуктом для работы второго

гена, который вырабатывает фермент, превращающий пропигмент в пигмент.
При нарушении структуры любого из них признак не формируется.
Последовательное действие геновДва гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно.Какое – то вещество (пропигмент), служит продуктом

Слайд 21Биохимическими методами установлено, что у мыши, имеющей белую окраску имеются

и ферменты и белки, определяющие формирование пигмента, а фенотип мыши

белый. Почему? Как вы можете объяснить наследование данного признака?
Биохимическими методами установлено, что у мыши, имеющей белую окраску имеются и ферменты и белки, определяющие формирование пигмента,

Слайд 22
Белок – репрессор блокируется
Белок - активатор
Ген репрессор производит белок –

репрессор, который блокируется геном активатором, а ген определяющий признак обеспечивает

синтез белка.
Белок – репрессор блокируетсяБелок - активаторГен репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, а ген

Слайд 23
Белок – репрессор работает
Белок – активатор не синтезируется, или нарушена

структура
Если ген активатор изменен (мутирован), то он не может блокировать

работу гена репрессора и следовательно признак изменяется и проявляется как рецессивный
Белок – репрессор работаетБелок – активатор не синтезируется, или нарушена структураЕсли ген активатор изменен (мутирован), то он

Слайд 24Работа генов - активаторов
Ген репрессор производит белок – репрессор, который

блокируется геном активатором, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка.
Если

ген активатор изменен (мутирован), то он не может блокировать работу гена репрессора и следовательно признак изменяется и проявляется как рецессивный.
Работа генов - активаторовГен репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, а ген определяющий признак

Слайд 25Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательно
Многие признаки

формируются при взаимодействии нескольких молекул белков. Это механизм одновременного или

параллельного взаимодействия (комплиментарное ).
Ген репрессор производит белок – репрессор, который блокируется геном активатором, или каким либо другим веществом, а ген определяющий признак обеспечивает синтез белка и наоборот. (эпистаз)

Как взаимодействуют гены при формировании признака между собой?


Два гена кодируют ферменты, используемые в цепи реакций последовательноМногие признаки формируются при взаимодействии нескольких молекул белков. Это

Слайд 26Множественное действие гена серповидноклеточной анемии
Замена глутаминовой кислоты в положении 6

ß-цепи валином
Аномальный глобин + гем
Аномальный гемоглобин
Серповидная форма эритроцитов
Быстрая гибель клеток
Накопление

клеток в селезенке

Склеивание клеток

Склеивание клеток и нарушение циркуляции крови

Локальные нарушения кровообращения

Поражения сердечной мышцы

Сердечная недостаточность

Поражения легких

Пневмония

Поражение мышц и суставов

Ревматизм

Склеивание клеток и нарушение циркуляции крови

Локальные нарушения кровообращения

Поражение головного мозга

Паралич

Поражение желудочно-кишечного тракта

Боли в животе

Поражение почек

Почечная недостаточность

Быстрая гибель серповидных клеток

Анемия

Расширение сердца

Сердечная недостаточность

Плохое физическое развитие

Нарушение умственной деятельности

Слабость и чувство усталости

Чрезмерная активность костного мозга

Увеличение количества костного мозга

Башенный череп


Множественное действие гена серповидноклеточной анемииЗамена глутаминовой кислоты в положении 6 ß-цепи валиномАномальный глобин + гемАномальный гемоглобинСерповидная форма

Слайд 27Проблема урока
Генотип – это совокупность генов организма, работающих по определенной

программе под влиянием факторов среды

Проблема урокаГенотип – это совокупность генов организма, работающих по определенной программе под влиянием факторов среды

Слайд 28Подведение итогов урока
Как реализованы цели урока?

Какие основные вопросы освещены на

уроке?

Ваша личная оценка урока.

Подведение итогов урокаКак реализованы цели урока?Какие основные вопросы освещены на уроке?Ваша личная оценка урока.

Слайд 29Домашнее задание
Предложите схемы взаимодействия генов при формировании признаков плейотропии (летальными

при гомозиготах по доминанте и рецессиву)
Повторить § 9.5

Домашнее заданиеПредложите схемы взаимодействия генов при формировании признаков плейотропии (летальными при гомозиготах по доминанте и рецессиву)Повторить §

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика