Слайд 1
Тема интегрированного урока по биологии и химии
10 класс
Гидролиз солей
Работа
учителя химии биологии МОУ СОШ № 34 Раменского р-на МО
Слайд 2Цель урока.
Рассмотреть типы гидролиза солей, научиться
составлять уравнения реакции данного процесса.
Проблемный
вопрос урока.
Доказать значение гидролиза:
а) для жизнедеятельности животных и человека;
б) для
решения экологических проблем Земли.
Слайд 3Процесс обменного взаимодействия солей с водой, приводящего к образованию слабого
электролита называют
гидролизом или сольволизом
В переводе с греч. – разложение
водой: «гидро» - вода, «лизис» - разложение, распад.
Слайд 4
Диссоциация воды
диссоциация
H2O H+ + OH-
ассоциация
Сдвиг равновесия
Слайд 5
Молярные концентрации
ионов водорода и гидроксид – ионов:
среда нейтральная [H+]=[OH-];
среда кислая
[H+]>[OH-];
среда щелочная [H+]
Слайд 6Типы простейшей формы гидролиза
Первый тип. Соль образована слабой кислотой и
сильным основанием.
Второй тип. Соль образована сильной кислотой и слабым основанием.
Третий
тип. Соль образована слабой кислотой и слабым основанием.
Четвертый тип. Соль образована сильной кислотой и сильным основанием.
Слайд 7Первый тип. Взаимодействие с водой солей, образованных слабой кислотой и
сильным основанием (Na2CO3).
1. Уравнение диссоциации соли:
+ 2-
Na2CO3 2Na + CO3
слабый компонент
+ -
H2O H + OH
2. Уравнение р-ции гидролиза в ионном виде:
2- + - - -
CO3 + HOH HCO3 + OH - краткое ионное ур-ние
гидро – карбонат ион
+ 2- + - + - -
2Na + CO3 + HOH 2Na + OH + HCO3 – полное ионное ур-ние
среда щелочная [H+]<[OH-]
Слайд 8Второй тип. Взаимодействие с водой солей, образованных сильной кислотой и
слабым основанием (ZnCl2).
1. Уравнение диссоциации соли:
2+ -
ZnCl2
Zn + 2Cl
слабый компонент
+ -
H2O H + OH
2. Уравнение р-ции гидролиза в ионном виде:
2+ + - + +
Zn + HOH ZnOH + H - краткое ионное ур-ние
гидроксо - катион
2+ - + - + + -
Zn + 2Cl + HOH ZnOH + H + 2Cl – полное ионное ур-ние
среда кислая [H+] > [OH-]
Слайд 9Третий тип. Взаимодействие с водой солей, образованных слабой кислотой и
слабым основанием (Сr2 S3).
Сr2 S3 + 6H2O = 2Cr(OH)3 + 3H2S
– процесс необратим
Четвертый тип. Соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием гидролизу не подвергаются.
Примеры таких солей:
NaCl, KNO3, BaCl2, Na2SO4.
+ - + - + - + -
Na + Cl + HOH Na + Cl + HOH - химического взаимодействия нет, нет и реакции гидролиза
среда нейтральная [H+]=[OH-]
Слайд 10Применение гидролиза.
- В медицине:
а) качественный анализ для обнаружения катионов
бериллия, висмута и сурьмы, т.к. большинство соединений этих металлов яды.
б) для производства глазных капель сульфат цинка, т.к. его водный раствор имеет кислую среду, где гибнут многие болезнетворные микробы
2ZnSO4 + 2HOH [ZnOH]2 SO4 + H2 SO4
2+ + - + +
Zn + HOH [ZnOH] + H
Слайд 11- В промышленности:
а) для очистки питьевых вод;
б) для очистки промышленных
вод;
в) для уменьшения жесткости воды.
Значение гидролиза.
Кроме солей гидролизу подвержены:
а) белки
(при разрушении пептидных связей в молекулах образуется смесь аминокислот);
б) жиры (так называемая реакция омыления протекает необратимо, образуются глицерин и соль кислоты;
в) углеводы (при полном гидролизе образуется дисахорид мальтоза, а конечный продукт глюкоза);
г) многие лекарства (уротропин, аспирин и др.)
Слайд 12Итог урока. Выводы.
1. Гидролиз – обменное разложение солей водой.
2. Гидролизу
подвергаются только те растворимые в воде соли, в составе которых
есть слабый компонент или оба иона – слабые компоненты.
3. На процесс гидролиза влияют: химическая природа соли, изменение температуры, концентрации, действие кислот и щелочей.
4. Процесс гидролиза имеет важное значение для жизнедеятельности животных и человека.
5. Бесспорно, велика роль гидролиза «в контроле» экологической ситуации на планете.