Слайд 1
Лекция 3
ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ:
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ
Слайд 2Наука Древнего Востока
Феномен античной науки
Наука в Средневековье
Новое время как эпоха
зарождения науки в собственном смысле слова
Этапы в развитии науки
Слайд 3ТРУДНОСТИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВОЗРАСТА НАУКИ
Лазар Карно отмечал: «...науки подобны величественной
реке, по течению которой легко следовать после того, как оно
приобретает известную правильность; но если хотят проследить реку до ее истока, то его нигде не находят, потому что его нигде нет; в известном смысле источник рассеян по всей поверхности Земли. Таким же образом если хотят вернуться к источнику наук, то не находят ничего, кроме мрака, смутных идей, порочных кругов, и теряются в примитивных представлениях»
Слайд 4ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ
Наука Древнего Востока
Наука Античности
Наука позднего Средневековья
Новое время как
эпоха зарождения науки
Слайд 5
Цивилизация Древнего Востока
(начиная с IV тысячелетия до н.э.)
Древний Египет
Месопотамия
Древняя Индия
Древний
Китай
Слайд 6ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Строительное искусство
Производство керамических изделий
Анатомия и медицина
Астрономия
Письменность
Геометрия
Математика
Слайд 7ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ НАУКИ
Математика носила практически-прикладной характер
В математике отсутствовала единая система
доказательства
Индуктивный характер обобщений непосредственного практического опыта
Стихийность
Отсутствие систематичности
Отсутствие критико-рефлекторной деятельности генезиса
знаний
Закрытый (эзотерический) характер научных знаний
Процесс передачи знания по принципу наследственного профессионализма
Слайд 8ФЕНОМЕН АНТИЧНОЙ НАУКИ
Натурфилософия: рационализация мышления
- освобождение от метафоричности мифа
- переход
от мышления, обремененного чувственными образами, к интеллекту, оперирующему понятиями
Слайд 9Древнегреческие натурфилософы-ученые
Представители милетской школы:
Фалес
Анаксимен
Анаксимандр
Гераклит
Слайд 10
Заслуга натурфилософии в становлении научного способа мышления
Поиск единой первоосновы многообразных
природных явлений
Идея причинности
Развитие таких областей научного знания как математика, физика,
астрономия, зоология и др.
Слайд 11ПИФАГОРЕЙЦЫ
Связали философию с математикой
«Самое мудрое – число», «число владеет вещами»,
«все вещи суть числа»
Число – не средство исследования, а предмет
и цель исследования
Математика из практически-прикладной науки становится теоретическим знанием
Слайд 12ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
Дик Термес
Открытие способности мысли выходить за пределы чувственного мира
Открытие
рациональности
Рациональность – способность мысли работать с идеальными объектами
Слайд 14Платон Аристотель
познание математических отношений
предмет
античной математики исключал движение и изменение
достоверное знание можно получить только
о неподвижном и неизменном бытии (идеи и числа)
Такой науки как физика не существует, т.к. не может быть науки об изменчивом, о движении
относительно вещей изменчивых и движущихся может быть создана достоверная наука – физика
физика: центральное место занимает понятие движения
Физика – наука о движении, математика – наука о неизменном бытии
отрицал применение в физике аппарата математики
Слайд 15Заслуги Аристотеля в науке
Первые попытки систематизации различных областей знания
Целостная система
формальной логики
Понятие классификации (важное в естествознании)
Начатки почти всех естественных наук
Слайд 16АРХИМЕД (около 287-212 до н.э.)
работы в области физики и механики
построение
различных машин и механизмов
Способствовал в возникновении таких разделов физики как
статика и гидростатика
В статике понятие центра и тяжести тел, сформулировал закон рычага
В гидростатике открыл закон, носящий его имя: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, вытесненной телом.
Слайд 17КЛАВДИЙ ПТОЛЕМЕЙ
(около 87-165 гг. н.э.)
геоцентрическая модель мира
Слайд 18АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ЕЕ ПОНИМАНИИ НЕ ВОЗНИКЛО В АНТИЧНОСТИ,
Т.К.
Отсутствовало применение в рамках физики аппарата математики;
Античность не знала эксперимента
как специального метода исследования;
Господствовал такой способ постижения мира как созерцательность и умозрение.
Слайд 19НАУКА В СРЕДНИЕ ВЕКА
Переосмысливается роль опытного познания:
Изменение отношения к труду:
труд – долг христианина.
Роберт Гроссетест (1175-1253), Рождер Бэкон (около 1214-1292):
метод наблюдения за фактами, эксперимент, дополненные математическими исчислениями.
Слайд 21ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ
Болонский университет (1088 г.)
Парижский университет (Сорбонна) (1215 г.)
Оксфордкий университет
(XII в.)
Кембриджский университет (1209 г.)
Неаполитанский университет (1224 г.)
Палермский университет (1498
г.)
Слайд 22АРГУМЕНТЫ «ЗА»
В виде алхимии возникает экспериментальное естествознание
Наука впервые проявляет себя
в своем третьем значении, как социальный институт (возникают университеты)
Развитие логико-дискурсивного
мышления и искусства логической аргументации
Слайд 23АРГУМЕНТЫ «ПРОТИВ»
Религиозный тип мировоззрения
Вне церкви ничто не имело права на
гражданство
Не возникает концепции объективных законов
Слайд 24НОВОЕ ВРЕМЯ
НАУКА В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА
Политические и социально-экономические предпосылки возникновения
науки:
Утверждение капитализма, появление нового класса – буржуазии
Потребность в росте производительных
сил
Подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления
«запас» количества фактов, требующих теоретического осмысления
Слайд 25
НИКОЛАЙ КОПЕРНИК
(1473-1543)
гелиоцентрическая модель мира
Слайд 26ДЖОРДАНО БРУНО
(1548-1600)
Первый набросок полицентрической картины мира:
Вселенная вечна во времени
Бесконечна в
пространстве
Во Вселенной множество звезд, подобных нашему Солнцу
Вокруг бесконечного числа звезд
вращается множество планет
Предполагал существование разумной жизни на других планетах
Слайд 27ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ
(1564-1642)
Математика – единственно надежный инструмент для построения научной
системы физики
«книга природы» написана на языке физики
заложил фундамент экспериментально-математического естествознания,
соединив физику как науку о движении реальных тел с математикой как наукой об идеальных объектах
Слайд 28СТАНОВЛЕНИЕ МЕХАНИКИ КАК НАУКИ
(ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ)
свободное падение тел
понятия физического закона,
скорости, ускорения
принцип инерции
классический принцип относительности
Слайд 29ПРИНЦИП ИНЕРЦИИ
движущееся тело стремится пребывать в постоянном равномерном прямолинейном движении
или в покое, если только какая-нибудь внешняя сила не остановит
его или не отклонит от направления его движения
Слайд 30КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
никакими механическими опытами, проведенными внутри системы,
невозможно установить, покоится система или движется равномерно и прямолинейно
Слайд 31КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
движение и покой – это всегда движение и
покой относительно чего-то, что служит нам системой отсчета
Слайд 32РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)
Основные правила метода:
ясность и отчетливость;
разделение проблемы на
частные задачи;
движение от простого к сложному;
составлять обзоры, таблицы фактов, упорядочивать
материал.
Слайд 33ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626)
Индуктивный метод (каноны индукции)
Практическая ориентация науки
Слайд 34ИСААК НЬЮТОН (1642-1727)
закон всемирного тяготения
обосновал физико-математическое понимание природы
механика Ньютона
основана на понятиях:
количества материи (массы тела),
количества движения, силы
на законах движения:
закон
инерции,
закон пропорциональности силы и ускорения,
закон равенства действия и противодействия
Слайд 35ПРИНЦИП ДАЛЬНОДЕЙСТВИЯ
мгновенное действие тел друг на друга на любом расстоянии
без каких-либо посредствующих звеньев, через пустоту
Слайд 36АБСОЛЮТНОЕ ПРОСТРАНСТВО
АБСОЛЮТНОЕ ВРЕМЯ
Абсолютное пространство – вместилище материальных тел
Абсолютное время –
универсальная длительность, постоянная шкала для измерения всех бесчисленных конкретных движений,
оно может течь самостоятельно без участия материальных тел
Пространство, время и материя – три независимые друг от друга сущности
Слайд 37НОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАУКИ
XVI – первой половины XVII вв.
складываются вольные сообщества, клубы
Со второй половины XVII в. образуются национальные
академии: флорентийская Академия опытов (1657-1667 гг.) – начало научно-исследовательской кооперации (принципы коллективных исследований)
Лондонское Королевское общество, Парижская Академия наук, Берлинская, Петербургская (1724 г.), Стокгольмская Академии наук
Государственные обсерватории: 1672 г. – Париж, 1675 г. – Гринвич
Научные экспедиции (первые – астрономические): Кайенская (1671-1673), Перуанская (1735-1743), Лапландская (1735-1737)
Вторая половина XVIII в. –складываются специализированные научные и учебные заведения: Парижское (1747 г.) и Петербургское (1773 г.) Горные училища, Королевское общество агрикультуры (Париж 1761 г.)
Слайд 38ИСТОРИЯ НАУКИ
Две стадии (В.С. Степин)
I стадия: зарождающаяся наука (преднаука)
II
стадия: наука в собственном смысле слова
Слайд 39ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ НАУКИ
Классический
Неклассический
Постнеклассический
(современный)