Слайд 1Тема урока:
«Класс Птицы»
Вслед за птицами
Автор презентации
Кадырова Р.Х.
Слайд 2Цели и задачи урока:
1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с
полетом.
2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися.
3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области.
4.Мы
будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
Слайд 3 Каждая рассмотренная группа животных
– рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к
той среде, в которой они живут. Но эти признаки не универсальны.
Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды?
Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы. Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит?
Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути:
1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание
2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.
Слайд 4СХЕМА 1
Изменение условий внешней среды
Похолодание
Усиление обмена веществ
?
Совершенствование кровеносной
и дыхательной систем
Слайд 5ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Какой признак появляется в животном мире?
В животном мире
появляется теплокровность.
Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются
покровы тела.
Итак: возникают параллельно два класса животных:
1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ
2.Наземные, покрытые волосяным покровом –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.
Слайд 6Задание 1
Рассмотрите таблицу «Родословная животного мира».
Напишите в
тетрадях историю Хордовых в виде схемы.
Слайд 7История Хордовых (схема 2)
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы Млекопитающие
Слайд 8Задание 2
Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц
и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других
животных.
Слайд 9Характерные внешние признаки птиц:
1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея)
2.Крылья
3.Две ноги
4.Голова
с клювом, зубы отсутствуют
5.Тело покрыто перьями.
Слайд 10Проблемный вопрос:
«Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на
большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»
Слайд 11Инструктивная карточка к лабораторной работе
Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные
с полетом.
Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных
видов птиц.
Ход работы
1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица.
2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего?
3.Что представляет собой хвост птицы, его значение?
4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?
5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова.
6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике):
7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему?
8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.
Слайд 12Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.
1.Форма тела - яйцевидная,
обтекаемая
2.Крылья – для поддержания птицы в воздухе
3.Хвост – выполняет роль
руля
4.Длинная, подвижная шея – для обзора
5.Перьевой покров – для сохранения постоянной температуры тела
6.
7.Отсутствие зубов – для облегчения массы тела.
Слайд 13ДЕЛАЕМ ВЫВОД
Все внешние признаки птиц приспособлены к полету:
1.форма тела 2.наличие крыльев, хвоста
3.перьевой покров
4.отсутствие зубов.
Слайд 14Задание 3
Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134
вы заполняете таблицу.
Таблица
«Черты сходства
Пресмыкающихся и Птиц»
Слайд 15Таблица «Черты сходства Птиц и Пресмыкающихся»
Слайд 16Домашнее задание
1.п.27 «Класс Птицы».
2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц.
3.Творческое
задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих
на территории Астраханской области.
Слайд 17Используемая литература:
1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2011
г.
2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва,
2007 г.
3.Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»