Слайд 1Тема урока:
 «Класс Птицы»
Вслед за птицами
Автор презентации
Кадырова Р.Х.
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Цели и задачи урока:
1.Показать особенности внешнего строения птиц, связанные с
                                                            
                                    
полетом.
2.Раскрыть черты сходства птиц с пресмыкающимися.
3.Познакомиться с орнитофауной Астраханской области.
4.Мы
                                    будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы – то есть будем продолжать учиться размышлять.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3      Каждая рассмотренная группа животных
                                                            
                                    
– рыбы, земноводные, пресмыкающиеся – имеют черты приспособления именно к
                                    той среде, в которой они живут. Но эти признаки не универсальны.
   Например: что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды? 
  Плотные покровы пресмыкающихся не спасли их от похолодания, так как у них остался низкий уровень обмена веществ из-за несовершенства кровеносной системы. Перечисленные группы животных - холоднокровные, а что это значит? 
  Когда же в истории Земли наступило похолодание, а пространства с теплым климатом были заполнены холоднокровными жизненными формами, то у эволюции было два пути: 
  1.создать новые жизненные формы, которые бы выдержали похолодание
  2.завершить развитие, эволюцию, оставшихся в живых пресмыкающихся.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4СХЕМА 1
Изменение условий внешней среды
Похолодание
Усиление обмена веществ
  ? 
                                                            
                                    
 
Совершенствование кровеносной
и дыхательной систем
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Какой признак появляется в животном мире?
 В животном мире
                                                            
                                    
появляется теплокровность.
 Для защиты этого признака от непостоянства температур совершенствуются
                                    покровы тела.
Итак: возникают параллельно два класса животных:
1.Животные, освоившие воздушные пространства – ПТИЦЫ
2.Наземные, покрытые волосяным покровом –МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
 Делаем еще один вывод: пресмыкающиеся являются одним предком для птиц и млекопитающих.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Задание 1
 Рассмотрите таблицу «Родословная животного мира». 
 Напишите в
                                                            
                                    
тетрадях историю Хордовых в виде схемы.    
                                                                 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7История Хордовых (схема 2)
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
      
                                                            
                                    
         
                                                                  Птицы         Млекопитающие
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Задание 2
  Рассмотрите чучело птицы, рисунки с изображением птиц
                                                            
                                    
и перечислите наиболее характерные внешние признаки, отличающие птиц от других
                                    животных. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Характерные внешние признаки птиц:
1.Форма тела (яйцевидная, хвост, длинная шея)
2.Крылья
3.Две ноги
4.Голова
                                                            
                                    
с клювом, зубы отсутствуют
5.Тело покрыто перьями.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Проблемный вопрос:
 «Что помогает большинству птиц поднимать свое тело на
                                                            
                                    
большую высоту? Какие приспособления природа дала этим животным?»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Инструктивная карточка к лабораторной работе
Тема: Особенности внешнего строения птиц, связанные
                                                            
                                    
с полетом.
Оборудование: чучела птиц, наборы перьев, рисунки с изображением разных
                                    видов птиц.
	Ход работы
1.Рассмотрите рисунок, чучело птицы и напишите какую форму тела имеет птица.
2.Какие конечности птицы превратились в крылья и для чего?
3.Что представляет собой хвост птицы, его значение?
4.Есть ли у птицы шея, какая она и ее роль в жизни птицы?
5.Чем покрыто тело птицы, значение этого покрова.
6.Заполните схему (воспользуйтесь рисунком в учебнике):
	
7.Есть ли у рассматриваемой вами птицы зубы? Если нет (да), то почему?
8.Напишите вывод о приспособленности птиц к полету.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом.
1.Форма тела - яйцевидная,
                                                            
                                    
обтекаемая
2.Крылья – для поддержания птицы в воздухе
3.Хвост – выполняет роль
                                    руля
4.Длинная, подвижная шея – для обзора
5.Перьевой покров – для сохранения постоянной температуры тела
6.
7.Отсутствие зубов – для облегчения массы тела.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13ДЕЛАЕМ ВЫВОД
  Все внешние признаки птиц приспособлены к полету:
                                                            
                                    
 1.форма тела 2.наличие крыльев, хвоста
  3.перьевой покров 
                                    4.отсутствие зубов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Задание 3
Работа с книгой (п.27). Прочитав материал на стр. 134
                                                            
                                    
вы заполняете таблицу. 
Таблица 
«Черты сходства 
Пресмыкающихся и Птиц»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Таблица «Черты сходства Птиц и Пресмыкающихся»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Домашнее задание
1.п.27 «Класс Птицы».
2.Зарисуйте в тетради разные виды перьев птиц.
3.Творческое
                                                            
                                    
задание: написать реферат о птицах, занесенных в Красную книгу, обитающих
                                    на территории Астраханской области.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Используемая литература:
1.Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс, «Дрофа», Москва, 2011
                                                            
                                    
г.
2.Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7-8 класс, «Просвещение», Москва,
                                    2007 г.
3.Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»