Слайд 1
Международная торговля, её место и роль в системе международных экономических
отношений
Слайд 2 1. Теории международной торговли.
2. Динамика и структура мировой торговли
3. Современная
внешнеторговая политика. Протекционизм, либерализм
4. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней
торговли
5. Международное регулирование мировой торговли
6. ВТО, её роль в регулировании международной торговли
Слайд 31.Теории международной торговли
Протекционизм и свобода торговли. Взгляды меркантилистов
Теория факторов производства
и их взаимосвязи;
Концепция жизненного цикла
Теории конкуренции М.Портера. Современные подходы к
проблеме международной конкуренции
Учения А.Смита и Д.Рикардо об абсолютных и сравнительных преимуществах.
Слайд 4Протекционизм и свобода торговли.
Взгляды меркантилистов
Представители теории: А.Монкретьен,
Т.Мэн. Умножение золотых запасов - важнейшая задача государства, а внешняя торговля
должна прежде всего обеспечивать получение золота.
Торговая политика ориентировалась на всемерное поощрение вывоза и ограничение ввоза путем установление таможенных пошлин на иностранные товары.
Слайд 5Теория факторов производства и их взаимосвязи
Основоположник учения – Ж.Б.Сей, последователи
Э.Хекшер и Б.Олин.
Оценка факторов предопределяет три обстоятельства:
у стран-участниц международного обмена
складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы, имеющиеся в избытке, и, наоборот, к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких либо факторов;
развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора;
при достаточной международной мобильности факторов производства существует возможность замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
Слайд 6Концепция жизненного цикла
Представители данного подхода – Р.Вернон, Ч.Киндельбергер и Л.Уэльс.
Жизненный
цикла товара включает в себя следующие основные этапы :
Внедрения- для
него характерна повышенная трудоемкость изделия;
Роста – расширяется экспорт из станы нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости производства;
Зрелости – начинает ощущаться насыщения рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизируется спрос, усиливается роль ценовой политики;
Упадка- характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах.
Слайд 72.Динамика и структура мировой торговли
Слайд 8Три этапа развития внешней торговли
1. 40 лет до начала до
Первой мировой войны (объем увеличился в 3 раза);
2. Между Первой
и Второй мировыми войнами (объем не увеличился, произошла стагнация);
3. 1950-1970 гг. – «Золотой век» торговли (резкий рост объема торговли).
Слайд 9Причины существования внешнеторговых отношений:
Международное разделение труда
Взаимовыгодность обмена
Слайд 101. ВЫВОЗ КАПИТАЛА
2.ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
3.ТНК
Факторы, способствующие динамичному развитию международной торговли
Слайд 11Необходимые условия для участия страны в международной торговле:
Наличие экспортных ресурсов
Валютных
средств
Развитая внешнеторговая инфраструктура:
- транспортные средства
- складские помещения
- средства связи
Слайд 12Основные формы м/н торговли:
Аренда – широко практикуется в торговле машинами
и оборудованием, в форме кредитования экспорта. При аренде не предполагается
передача права собственности на товар.
Выделяют:
краткосрочную
среднесрочную
долгосрочную
Слайд 13Встречная торговля – совокупность сделок, при заключении которых закупка продукции
сопровождается ответными поставками товаров.
Виды встречной
торговли:
Бартер – эквивалентный обмен товаров. Сделка должна быть заключена на товарах, имеющих одинаковую стоимость. Негативность бартера: увеличивает инфляцию, отсутствуют налоговые поступления от сделки. Позитивность: простота сделки, нет финансовых операций.
Встречные закупки – договор, который предполагает в случае экспорта продукции в страну закупку ряда товаров этой страны.
Слайд 14Компенсационное соглашение – соглашение предполагает продажу произведенного оборудования на условиях
предоставления коммерческих кредитов с последующим погашением долга поставками продукции, выпущенной
на этом оборудовании.
Клиринг – разница между ценами – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах.
Офсетные сделки – торговля дорогостоящим оборудованием – строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей – сделка, прекращающая обязательства сторон на фьючерсной бирже.
Слайд 15М/н торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса
для продавцов товаров с определенными технико-экономическими характеристиками.
Виды торгов: открытые (публичные) и закрытые.
Товарные биржи – одна из важнейших разновидностей торговли преимущественно с/х и сырьевых товаров. Основные биржевые товары: зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных металлов, нефтепродукты и химпродукты. Цены на биржевые товары устанавливаются на основе биржевых котировок. Реализация осуществляется без предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее установленным размерам минимальной партии.
Слайд 16М/н аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые
по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто
даст наивысшую цену.
Основные аукционные товары: пушнина, немытая шерсть, чай, пряности, предметы антиквариата.
Слайд 17Структура международной торговли
Международная торговля
Экспорт
Импорт
Вывоз произведенных Ввоз
товаров из-за
товаров за границу границы
Внешнеторговое сальдо = Э - И
Внешнеторговый оборот = Э + И
«Условия торговли»- соотношение индексов экспортных и импортных цен. (+, если Эц растут быстрее Иц)
Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся обработке.
Реимпорт – обратный ввоз из заграницы в страну отечественных товаров, не подвергшихся обработке.
Слайд 18ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ
-Лидерство развитых стран -
3/4 мирового экспорта товаров
1.США
2.Германия
3.Япония
-Увеличение доли взаимной торговли между развитыми странами
- 55%
-Повышение доли развивающихся стран - 28% мировой торговли
-Слабые позиции стран с переходной экономикой- 3,5% мировой торговли
Слайд 19Ведущие страны – экспортеры ( по данным ВТО)
Германия-9,3%
США-8,7%
Китай- 7,3%
Япония, Франция,
Нидерланды, Великобритания, Италия Канада, Бельгия
По данным экономистов ВТО,
экспорт российских товаров вырос в 2012 году на 17% до $355 млрд.
Благодаря этому Россия заняла 7-е место, а ее доля в мировом экспорте товаров составила 3,5%.
За этот же период импорт товаров в Россию вырос на целых 35% до $223.
Это 2.1% мирового импорта товаров и 10-е место в мире.
По экспорту коммерческих услуг Россия с $38 млрд.(+25% к 2008 году) заняла 25-е место в мире, а по импорту с $57 млрд. (+30%) - 16-е.
Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в августе 2012г. составил (в фактически действовавших ценах) 42,7 млрд.долларов США (1351,1 млрд.рублей), в том числе
экспорт - 27,1 млрд.долларов (857,2 млрд.рублей),
импорт - 15,6 млрд. долларов (493,9 млрд.рублей).
Слайд 203.Современная внешнеторговая политика. Протекционизм, либерализм
Слайд 21Внешнеторговая политика – это совокупность государственных средств и методов в
сфере внешней торговли, направлена на регулирование экспорта и импорта, с
целью укрепления позиции страны.
Основные цели внешнеторговой политики:
• изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
• изменение объема экспорта и импорта;
• изменение структуры внешней торговли;
• обеспечение страны необходимыми ресурсами;
• изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Слайд 22
Виды госрегулирования международной торговли:
Одностороннее-
Двустороннее-Многостороннее-
Слайд 23Формы внешнеторговой политики:
1) Автаркия – в настоящее время эта
политика является пережитком прошлого. Данная политика предполагает изоляцию страны, создание
замкнутой, самообеспечивающейся экономики: самоизоляция или навязанная изоляция, например, Северная Корея – самоизоляция, Куба, Ирак – навязанная.
Слайд 24
2. Протекционизм – это внешнеторговая политика государства, направленная на защиту
внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также на поддержку отечественного
производителя на внешних рынках.
3.Либерализация – это процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров на пути развития международной торговли.
4.Умеренная торговая политика -
Слайд 25Формы протекционизма:
селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;
отраслевой
протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
коллективный протекционизм
– проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Слайд 26
4.Методы регулирования внешней торговли
Слайд 27Тарифные методы;
Нетарифные методы.
Сущность первого метода.
Глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой
торговли – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).
Таможенные пошлины
– денежный сбор, или инструмент административно-количественного регулирования импорта, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.
Таможенные тарифы – перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами; классическое средство общегосударственного экономического управления импортом.
Слайд 28
Таможенный тариф содержит:
-Наименование и классификация облагаемых товаров
-Ставки пошлин
-Способы начислений и
уплаты таможенных сборов
-Перечень беспошлинных пропускаемых изделий
-Перечень товаров, запрещенных к вывозу
и ввозу в страну.
Цели таможенных пошлин:
-Ограничение импорта (в РФ – экспорта)
-Фискальные цели
-Недопущение «недобросовестной конкуренции»
Слайд 29В зависимости от направления движения товаров таможенные тарифы
импортные
экспортные транзитные
По способу установления
адвалорные комбинированные специфические
Слайд 30 Нетарифные ограничения
Нетарифные меры - это меры, затрагивающие
торговлю, но выходящие за пределы мер, предусмотренных в нормативном правовом
акте о таможенном тарифе государства.
Эти меры можно определить, как правила и нормативы, с помощью которых государство оказывает непосредственное воздействие на субъектов внешнеторговой деятельности, определяет структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей дефицита отечественных товаров на этом рынке.
Слайд 31Нетарифные методы:
А. Количественные ограничения
1. Квотирование импорта-экспорта
-экспортные
-импортные
2. Лицензирование-
-аукцион
-система явных предпочтений
-распределение лицензий
на неценовой основе
3. «Добровольные» экспортные ограничения
Слайд 32
Б. Скрытые меры торговой политики
1.Технические барьеры и санитарные стандарты
2. Внутренние
налоги и сборы
3.Политика в рамках государственных закупок
4. Требование о содержании
местных компонентов
5. Сложная таможенная процедура
В. Финансовые методы торговой политики
1.Субсидии
2.Экспортное кредитование
3.Демпинг
Слайд 33Нетарифные ограничения включают в себя:
Квотирование (контингентирование) – количественные ограничения в
торговле, установление квот на ввоз тех или иных товаров –
прямое ограничение объемов иностранных товаров, импортируемых на внутренний рынок.
Лицензирование ввоза и вывоза – устанавливает порядок, при котором на совершение внешнеторговой сделки требуется специальное разрешение государственных органов.
Эмбарго – запрещение государством ввоза из какой-либо страны или вывоза в какую-либо страну золота, товаров или услуг, валюты, ценных бумаг.
Слайд 34Валютный контроль – предполагает отсутствие свободной обратимости национальной валюты и
установление государственного контроля за движением иностранной валюты, поступающей в страну
за счет экспорта, и использованием ее для импорта. Фирмы-экспортеры обязаны сдавать иностранную валюту в специально определенные государством банки для обмена ее на национальную валюту в установленном порядке.
Налог на экспортное–импортные операции.
Субсидии.
Слайд 35Административные и экономические меры – косвенные ограничения – предполагают одинаковое
применение ко всем товарам, поступающим на внутренний рынок как местного,
так и иностранного производства. Однако по своему характеру эти меры таковы, что больше благоприятствуют местным производителям. Кроме того это могут быть требования к упаковке, расфасовке, сортировке
Слайд 36Международное регулирование мировой торговли осуществляют
ЕС (Европейский союз)
НАТО (Организация Североатлантического договора)
ЕАСТ
(Европейская ассоциация свободной торговли)
АТЭС (Организация азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества)
МОКК (Международная организация
по какао)
МОК ( Международная организация по кофе)
ОПЕК (Ассоциация стран экспортеров нефти)
ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию)
Слайд 375.Всемирная торговая
организация
Слайд 38 Роль ВТО в регулировании международной торговли.
Основа ВТО - система
соглашений ГАТТ.
ГАТТ включает:
1) ГАТС- генеральное соглашение по торговле и услугам
2)ТРИПС-
соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
3)ТРИМС- соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер
Соглашение по техническим барьерам в торговле
Антидемпинговый кодекс
Оценка таможенной стоимости товаров
Слайд 39Россия и ВТО
Противоречия между Россией и ВТО:
- Разногласия по внутренним
ценам на энергию и газ;
- Либерализация рынка связи и транспортных
услуг;
- Разногласия по импортным пошлинам;
- Права на интеллектуальную собственность.
Слайд 40Резюме
Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли. Расширение
внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики —
отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма.
Усиливается роль межгосударственного регулирования. Международные организации, прежде всего ГАТТ и ВТО, приобретают все более широкий и глобальный характер.