Слайд 1Общий обзор организма человека
Слайд 2Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья
Анатомия
Цитология
Экология
человека
Генетика
Гигиена
Эмбриология
Антропология
Психология
Физиология
Слайд 3Клетка – элементарная живая система, основная структурная и функциональная единица
организма, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению
Биосинтез
Обмен веществ
Размножение
Выделение
Раздражимость
Питание
Дыхание
Рост
Слайд 4
Химические вещества в клетке
Органические
Минеральные
Белки
Жиры
Углеводы
ДНК, РНК
Вода
Минер. соли
Слайд 5Сравнение растительной и животной клеток
Слайд 6Утверждения
1. Существуют уровни организации живой материи:
Молекулярный
Клеточный
Тканевый
Органный
Организменный
Популяционно
– видовой
Биогенетический
Биосферный
Слайд 72. Различают 4 вида тканей:
Эпителиальная
(однослойный, многослойный, железистый эпителий)
Соединительная
(костная, хрящевая, волокнистая, жировая, кровь и лимфа)
Мышечная
(гладкая, поперечно –
полосатая скелетная, поперечно – полосатая сердечная)
Нервная
Слайд 83. Из тканей образуются органы и системы органов
Покровная
Опорно-двигательная
Кровеносная
Дыхательная
Пищеварительная
Репродуктивная
Выделительная
Нервная
Эндокринная
Слайд 94. Положение человека в классификации животного мира
Слайд 10
5. Человек – биосоциальное существо
Слайд 11Компетенции
1. Формулировать функции систем органов:
Покровной
Опорно – двигательной
Кровеносной
Дыхательной
Пищеварительной
Нервной
Репродуктивной
Эндокринной
Выделительной
Слайд 122. Выделять общие признаки и различия человека и животных
Слайд 133. Доказывать необходимость теоретических знаний для сохранения здоровья
Слайд 14Это интересно!
Древнегреческий врач и естествоиспытатель, один из основоположников античной
медицины. Собрал в своих книгах имевшиеся сведения о строении тела
человека. Провозгласил принцип: врач обязан не вредить больному.
Гиппократ
(460-377г. до н.э.)
Слайд 15Он пытался даже систематизировать живые существа, составляя иерархическую лестницу жизни.
Особенно его интересовали различия между живой и неодушевленной природой, а
также родство между растениями и животными. Формально Аристотель не оставил классификации животных. Аристотель объяснял целесообразность строения и жизнедеятельности организмов.
За свою научную деятельность
Аристотель был обвинен в «безбожии» точно так, как приговоренный до этого к смерти греческий философ Сократ (469-399 гг. до н. э.). Все изложенное дает нам право с полным основанием называть Аристотеля «отцом современного природоведения» и считать его первым в мире биологом, хотя со дня его смерти прошло уже около двадцати трех столетий.
Аристотель Стагирит
(384-322 гг. до н.э.)
Слайд 16Гален Клавдий
(130 – 200 г до н.э.)
Римский врач, последний из
знаменитых учеников школы Аристотеля. Довольно верно и точно ученый описал
функции отдельных органов, нервную систему, кровообращение, пищеварительный тракт, дыхательные пути, способы предупреждения и лечения болезней; опубликовал собственную теорию об особенностях пульса. Трудами Галена о функциях нервов медики пользовались до 18 века. В описание деятельности нервной системы Гален заложил мысль, что ее источником являются головной мозг и позвоночный столб, а не сердце, как утверждали представители школы Аристотеля. Однако в трудах и взглядах Галена было много ошибочного, что объяснялось слабыми познаниями анатомии и физиологии.
Слайд 17Проверь себя!
1. Приведите факты, доказывающие, что человек относится:
к
типу хордовых;
к подтипу позвоночных;
к классу млекопитающих;
к отряду
приматов;
к семейству гоминид (людей);
к роду человек;
к виду человек разумный.
Слайд 181
2
4
3
5
6
7
8
9
10
11
12
2. Перечислите цифры, которыми обозначены органы грудной полости.
Назовите органы брюшной
полости и обозначающие их цифры.
Перечислите основные системы органов и органы,
которые к ним относятся. Пользуясь цифрами на рисунке, заполните в тетради таблицу по образцу:
Слайд 193
1
2
4
5
6
3. Рассмотрите на рисунке электронно-микроскопическую схему строения клетки, найдите ее
части и органоиды.
Заполните в тетради таблицу:
Слайд 204. Назовите процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки.
Подумайте, из каких процессов складывается
обмен веществ в клетке.
Заполните в тетради таблицу, дав в правой
колонке ответы на вопросы.
Обмен веществ в клетке
Слайд 215. Рассмотрите на рисунке различные типы эпителиальной ткани.
Укажите месторасположение
перечисленных видов эпителия в организме и их функции.
* На основании
каких признаков эти ткани относят к эпителиальным?
Слайд 226. Рассмотрите на рисунке различные виды соединительной ткани.
Укажите, где в
организме располагаются данные виды соединительной ткани и какие функции выполняют.
*
Ответьте на вопрос: что общего в строении всех видов соединительной ткани?
Слайд 23А сейчас вас ожидает тест, на выполнение которого-5 минут
Здесь
предлагается тестирование в программе Test
Слайд 24Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме
человеческого организма, его органов.
Слайд 25Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос
- учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их
регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.
Слайд 26
Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение
) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Слайд 27Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения
здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении
болезней.
Слайд 28Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности
наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
Слайд 29Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический
состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.
Слайд 30Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос
- наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества
в целом с окружающей природной и социальной средой.
Слайд 31Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение)
– наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического
вида.
Слайд 32Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос -
учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.
Слайд 33Уровни организации жизни – функциональное место биологической структуры определенной степени
сложности в общей «системе систем».
Слайд 34Нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК) – органические соединения, отвечающие за хранение
и передачу наследственной информации в клетках.
Слайд 35Ткань – совокупность клеток (сходных по строению, происхождению, функциям) и
межклеточного вещества, выполняющая в организме определенную роль.
Слайд 36Орган (гр. органон – орудие, инструмент) – часть многоклеточной особи,
состоящая из комплекса тканей, выполняющая в организме определенные функции.
Слайд 37Система органов – совокупность нескольких органов, участвующих в выполнении одних
и тех же функций.