Слайд 1Отдел Папоротникообразные
Цели урока:
1. Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности
папоротникообразных.
2. Научиться различать их на рисунках и сравнивать с
другими растениями.
Слайд 36. В цикле развития преобладает бесполое поколение - спорофит (само
растение).
Половое поколение –гаметофит – это заросток, развивающийся из спор.
Слайд 44. Размножаются спорами, вегетативно (корневищами) и гаметами при наличии воды.
5. Споры развиваются в спороносных колосках (у плаунов и хвощей)
или на нижней стороне листа (у папоротников).
Слайд 5 Признаки:
Имеют стебель, листья, корни и корневища.
Обитают во
влажных местах.
Имеют проводящую, механическую и покровную ткани.
Слайд 6ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.
ТЕМА: Изучение папоротникообразных
ЦЕЛЬ: изучить особенности строения
плаунов, хвощей и папоротников.
Материалы: гербарии и рисунки
Ход работы: Ι.Рассмотреть
растения по гербарию и рисункам и описать их внешнее строение по плану:
1. Плауны:
А) стебель -
Б) листья-
В) споры образуются в…
2. Хвощи:
А) стебли-…
Б) листья- на зеленых побегах
В) споры образуются в…
3. Папоротники:…(по плану плаунов)
ΙΙ. Нарисовать и подписать растения
Выводы:….
Слайд 7Папоротники
Стебли -укороченные
Листья (вайи) растут верхушкой и на нижней стороне образуют
спорангии –места образования спор.
Корни отходят от корневища, там запасаются
питательные вещества.
Из спор образуется заросток с ризоидами.
Заросток- гаметофит, где развиваются женские и мужские гаметы.
Слайд 121-созревание спор в спорангиях;
2-прорастание спор;
3-образование заростка (гаметофита);
4-созревание
женских и мужских гамет;
5-оплодотворение;
6-зигота;
7- развитие молодого проростка из
зиготы
(спорофита);
8-образование спорангий на взрослом растении
Слайд 13В поисках цветка папоротника
в ночь на Ивана Купалы
Слайд 15Хвощи
Обитают на кислой почве в лесу, на лугах, полях, болотах.
Побег состоит из узлов и междоузлий, мутовчатое расположение листьев. Весенние
побеги -бурые со спороносными колосками.
Летние побеги – зеленые. Из спор формируется заросток.
Хвощи способны накапливать из почвы кремнезем.
Слайд 17Плауны
Растут в хвойных и смешанных лесах. Стебель стелющийся.
На верхушке образуют
спороносный колосок.
Листья мелкие темно-зеленые.
Из спор формируется заросток.
Слайд 19Значение папоротникообразных в природе:
Из древних древовидных форм образовались залежи каменного
угля.
Являются важным компонентом многих растительных сообществ.
В природе – пища
для животных, но плаунов и хвощей животные практически не едят.
Значение в жизни человека:
Хвощи и папоротники являются индикаторами различных типов почв.
Хвощи – сорняки пастбищ и огородов. Многие хвощи содержат ядовитые вещества.
Некоторые виды папоротников и хвощей применяются в медицине.
Некоторые папоротники используются в декоративном цветоводстве.
Плаунов используют для получения желтой и зеленой краски для шерсти. Споры плаунов используются при обсыпке пилюль, в качестве детской присыпки (натуральный тальк), иногда в промышленности при фасонном литье для обсыпания моделей.
Слайд 20Какое утверждение верно, какое нет?
Все папоротники, хвощи и плауны относятся
к высшим растениям
Все мхи папоротники размножаются спорами
У всех папоротникообразных есть
корневища
У хвощей коробочки со спорами развиваются на летних побегах.
У папоротникообразных из споры прорастает заросток.
Хвощи обитают на кислых почвах.
Листья плаунов называются вайи
Слайд 21Вода для споровых растений нужна только для питания
У всех папоротникообразных
есть корни, листья, стебли, корневища.
У папоротников споры образуются в спороносных
колосках.
У хвощей спороносные колоски образуются на летних побегах.
В развитии папоротникообразных спорофит – это само растение.
У папоротникообразных гаметы образуются на заростке.
Слайд 22Домашнее задание
Повторить всю тему про мхов и папоротникообразных (строение, жизнедеятельность,
размножение, значение).
Выучить все термины: ризоиды, спорангий, гаметы, спорофит, гаметофит,
зигота, заросток, вайя
Выучить последовательность в развитии мхов и папоротникообразных Что представляет спорофит и гаметофит у мхов и папоротникообразных?
БУДЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВСЕМ ПРИНЕСТИ ТЕТРАДИ ДЛЯ ПРОВЕРКИ!!! (ЗАВЕРШИТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ, КТО ПРОПУСТИЛ ЗАНЯТИЯ, ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ ЭТИ ТЕМЫ ИЗ ПРЕЗЕНТАЦИЙ)