Разделы презентаций


Популяция. Генетический состав популяций

Содержание

Давайте подумаем

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяций
Цель: Расширить и углубить

знания о популяции как обязательной и структурной единице вида.
Подготовила Урманова

А.Х.




Урок по теме: Популяция. Генетический состав популяцийЦель: Расширить и углубить знания о популяции как обязательной и структурной

Слайд 2Давайте подумаем

Давайте подумаем

Слайд 3Популяция или вид –элементарная единица эволюции?
Проблемный вопрос:

Популяция или вид –элементарная единица эволюции?Проблемный вопрос:

Слайд 4Популяции


Стая

Стадо Прайд
(табун) (семья)

Вид Подвид

Популяции

Слайд 5
Для обозначения неоднородной в генетическом отношении группы особей одного вида

в отличии от однородной чистой линии
Термин популяция был введен в

1903году В. Иогансеном
Для обозначения неоднородной в генетическом отношении группы особей одного вида в отличии от однородной чистой линииТермин популяция

Слайд 6Совокупность особей одного вида, занимающих обособленную территорию в пределах ареала

вида, свободно скрещивающихся друг с другими той или иной степени

изолированных от других популяций данного вида.
Любая, способная у самовоспроизведению совокупность особей одного вида, более или менее изолированная в пространстве и времени от других аналогичных совокупностей одного и того же вида.
Совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию.
Совокупность особей одного вида, в течение длительного времени населяющего определенное пространство, и внутри которой осуществляется, в известной степени панмиксия (скрещивание) и отделенная от других совокупностей той или иной степенью изоляции.

Проанализируйте следующие определения популяции:

Совокупность особей одного вида, занимающих обособленную территорию в пределах ареала вида, свободно скрещивающихся друг с другими той

Слайд 7Популяция (от лат. Poрulos – народ, население) -
Используйте имеющейся

материал для формулирования понятия – популяция

Популяция (от лат. Poрulos – народ, население) - Используйте имеющейся материал для формулирования понятия – популяция

Слайд 8 Экологические:

Эволюционно – генетические:
- Ареал

- Норма реакции
- Численность особей - Частота генов, генотипов и
- Плотность фенотипов
- Динамика - Внутрипопуляционный
- Возрастной состав полиморфизм
- Половой состав - Генетическое единство

Характеристики популяции

Экологические:             Эволюционно –

Слайд 9
Внутрипопуляционные

Межпопуляционные

Индивидуальные

Групповые

Внутри семьи Внутри колонии Внутри стаи

Влияние факторов:
- конкуренции;
- воздействия хищников;
- обеспеченности ресурсами;
- распространение инфекций, паразитов.

Популяция – это форма существования вида в конкретных условиях среды.


Взаимоотношения организмов в популяциях

Внутрипопуляционные                Межпопуляционные

Слайд 10Особенности популяции:
1. Особи одной популяции характеризуются максимальным сходством признаков

Вследствие высокой

возможности скрещивания внутри популяции и одинаковым давлением отбора.
2.Популяции генетически разнообразны

Вследствие

непрерывно возникающей наследственной изменчивости
3. Популяции одного вида отличаются друг от друга частотой встречаемости тех или иных признаков

В разных условиях существования естественному отбору подвергаются разные признаки
4. Каждая популяция характеризуется своим специфическим набором генов - генофондом





Особенности популяции:1. Особи одной популяции характеризуются максимальным сходством признаковВследствие высокой возможности скрещивания внутри популяции и одинаковым давлением

Слайд 115. В популяциях идет борьба за существование.
6. Действует естественный отбор

Благодаря

которому выживают и оставляют потомство лишь особи с полезными в

данных условиях изменениями.
7. В зонах ареала, где граничат разные популяции одного вида, происходит обмен генами между ними

Обеспечивающий генетическое единство вида
8. Взаимосвязь между популяциями способствует

Большей изменчивости вида и лучшей приспособленности его к условиям обитания
9. Вследствие относительной генетической изоляции

Каждая популяция эволюционирует независимо от других популяций того же вида

Являясь элементарной единицей эволюции



5. В популяциях идет борьба за существование.6. Действует естественный отборБлагодаря которому выживают и оставляют потомство лишь особи

Слайд 12

Географические Экологические Локальные Элементарные

Лес в

Подмосковье Клесты обита- Грызуны на

Семья грызунов
и на Урале ющие в еловом склонах и дне
и сосновом оврага
лесу

Типы популяций

Географические  Экологические  Локальные   Элементарные Лес в Подмосковье  Клесты обита-   Грызуны

Слайд 13Может ли отдельная особь быть единицей эволюции?
2.

Может ли вид быть единицей эволюции?
Почему популяцию считают единицей эволюции?

Объясните.


Ответьте на вопросы тестового задания:


Ответьте на поставленные вопросы:

Может ли отдельная особь быть единицей эволюции? 2.   Может ли вид быть единицей эволюции?Почему популяцию

Слайд 14


Размерами Численностью Возрастным

Формами
особей и половым совместного
составом существования

Популяции разных видов отличаются

Размерами   Численностью

Слайд 15
Автогамных популяциях

Аллогамных популяциях

Особям этих популяций

Особям этих популяций свойственно самооплодот- свойственно раздельнопо-
ворение лость и перекрестноопы-
ляемость

Изучал датский ботаник Установили в 1908
В. Иогансен Дж. Харди и В. Вайнберг
закономерность, полу-
чившая название закона
Харди-Вайнберга


Закономерности наследования признаков

Автогамных популяциях          Аллогамных популяциях   Особям этих

Слайд 16
В идеальной популяции частоты аллелей и генотипов постоянны.

При условии:

- численность особей популяции достаточно велика;
- спаривание (панмиксия) происходит

случайным образом;
- мутационный процесс отсутствует;
- отсутствует обмен генами (дрейф генов, поток генов, волны жизни) с другими популяциями;
- естественный отбор отсутствует (т.е. особи с разными генотипами одинаково плодовиты и жизнеспособны).

Закон Харди-Вайнберга

В идеальной популяции частоты аллелей и генотипов постоянны. При условии: - численность особей популяции достаточно велика; -

Слайд 17Допустим, что в популяции свободно скрещиваются особи с генотипами АА

и аа.
F1 генотип потомства - Аа
F2

произойдет расщепление -1АА: 2Аа:1аа
Обозначим:
частоту доминантного аллеля - p
частоту рецессивного аллеля - g2
То частота этих аллелей в F1 будет:
Р Аа . Аа



Алгоритм применения Закона Харди Вайнберга

Допустим, что в популяции свободно скрещиваются особи с генотипами АА и аа. F1  генотип потомства -

Слайд 18Р - частота доминантного аллеля
g - частота рецессивного аллеля
p2 -

гомозиготный доминантный генотип
2pq - гетерозиготный генотип
q2- гомозиготный рецессивный генотип.

Сумма встречаемости всех трех генотипов - АА, Аа, аа =1, то
частота встречаемости каждого генотипа будет следующей:
1АА : 2Аа : аа
0,25 : 0,50 : 0.25

Обозначение

Р - частота доминантного аллеляg - частота рецессивного аллеляp2 - гомозиготный доминантный генотип2pq - гетерозиготный генотип q2-

Слайд 19Используя закон Харди -Вайнберга, можно вычислить частоту встречаемости в популяции

любого доминантного и рецессивного гена, а также различных генотипов, пользуясь

формулами:
Используя закон Харди -Вайнберга, можно вычислить частоту встречаемости в популяции любого доминантного и рецессивного гена, а также

Слайд 20Цель: выяснить частоту всех возможных генотипов, образуемых различным сочетанием данных

аллельных генов.
Оборудование: мешочки с шариками (60 белых и 40 красных),

три сосуда.
Ход работы: 1. Красные шарики моделируют доминантный ген А, белые - рецессивный ген а.
2. Вытаскивайте из мешочка по 2 шарика одновременно.
3. Записывайте какие комбинации шариков по цвету наблюдаются.
4. Подсчитайте число каждой комбинации: сколько раз вытащили два красных шарика? Сколько раз - красный и белый шарики? Сколько раз вытащили два белых? Запишите полученные вами цифры.
5. Обобщите ваши данные: какова вероятность вытащить оба красных шарика? Оба белых? Белый и красный?
6. По полученным вами цифрам определите частоту генотипов АА, Аа и аа в данной модельной популяции.
7. Укладываются ли ваши данные в формулу Харди-Вайнберга
P2(АА) + 2 pq(Аа) + q2(аа) =1 ?
8. Обобщите данные всего класса. Согласуются ли они с законом Харди-Вайнберга? Сделайте вывод по результатам работы.


Практическая работа: «Моделирование закона Харди-Вайнберга (работа выполняется в группах)

Цель: выяснить частоту всех возможных генотипов, образуемых различным сочетанием данных аллельных генов.Оборудование: мешочки с шариками (60 белых

Слайд 211.Сформулируйте закон о состоянии популяционного равновесия.
2.При каких условиях соблюдается закон

Харди-Вайнберга?
3.Почему проявление закона Харди-Вайнберга можно обнаружить только при бесконечно большой

численности популяции?

Давайте подумаем!

1.Сформулируйте закон о состоянии популяционного равновесия.2.При каких условиях соблюдается закон Харди-Вайнберга?3.Почему проявление закона Харди-Вайнберга можно обнаружить только

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика