Слайд 1Биология, наука о живых организмах. Критерии и уровни организации
жизни
Тема: «Введение», биология,
9-11 класс
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И БИОЛОГИИ МКОУ БУТУРЛИНОВСКАЯ
СОШ №4
ЧЁРНАЯ ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
2015 ГОД
Слайд 2bios – жизнь, logos – учение, понятие
Термин «биология» впервые был
предложен в 1802 году французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком для
обозначения науки о жизни как особом явлении природы.
Слайд 3Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и
закономерностях, управляющих живой природой.
Слайд 4Задачи биологии
Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их
многообразия.
Выявление связей между строением и условиями окружающей среды.
Изучение вопросов возникновения
и развития жизни на Земле.
Охрана живой природы.
Слайд 5Биология
Комплекс наук, изучающих живую природу как особую форму движения материи,
законы её существования и развития.
Характеризуется специализацией составляющих её дисциплин и
тесным их взаимодействием.
Слайд 6Структуру биологии рассматривают с нескольких точек:
По объектам
по свойствам
по уровням
Слайд 7По объектам
вирусология
бактериология
ботаника
зоология
антропология
Слайд 8По свойствам
эмбриология
физиология
морфология
Молекулярная биология
генетика
Слайд 9По уровню организации живых организмов:
анатомия
гистология
цитология
Слайд 10Биологические науки и изучаемые ими аспекты
Анатомия
– наука о внутреннем
строении организма.
Генетика
– о наследственности и изменчивости.
Эмбриология
– наука о зародышевом
развитии организма.
Гистология
– наука о строении тканей.
Цитология
–наука о строении жизнедеятельности клетки.
Морфология
– наука о внешнем строении организма.
Физиология
– наука, изучающая процессы жизнедеятельности.
Зоология
– наука о животных.
Ботаника
– наука о растениях.
Микробиология
- наука о бактериях и вирусах.
Слайд 11Биологические науки и изучаемые ими аспекты
Микология
– наука о грибах.
Палеонтологи
– наука, изучающая ископаемые остатки.
Биогеография
– наука о закономерностях распределения
видов на поверхности Земли.
Экология
– наука о взаимосвязи организмов друг с другом и со средой обитания.
Селекция
– наука о выведении новых пород животных, сортов растений.
Систематика
– наука, изучающая распределение организмов по группам, т.е. их классификацию.
Эволюционное учение
– наука, изучающая историческое развитие органического мира.
Слайд 12Окружающий нас мир живых существ — это совокупность биологических систем
разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру.
Слайд 13
Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько
уровней организации живой материи.
Слайд 14Молекулярный
Любая живая система, как бы сложно она ни была организована,
осуществляется на уровне взаимодействия биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, поли
сахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации и др.
Слайд 15Клеточный
Клетка — структурная и функциональная единица, а так же единица
размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных
форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.
Первое изображение живых клеток: рисунок из «Микрографии» Гука (1665).
Файл:Cork Micrographia Hooke.png.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Слайд 16Клеточный уровень
На этом уровне главными элементами являются различные органеллы. На
рисунке 4 вы можете увидеть клетки и их органеллы, которые
являются основой этого уровня организации живой материи.
Основными процессами этого уровня становятся способность к самовоспроизведению, включение большинства химических элементов в состав клетки, регулирование химических реакций, запас и потребление энергии. Стратегия жизни выражена в том, что живые системы включают в свой состав химические элементы Земли и энергию Солнца.
Слайд 17Тканевый
Ткань представляет собой совокупность сходных по строению клеток и межклеточного
вещества, объединенных выполнением общей функции.
Слайд 18Органный
У большинства животных орган — это структурно-функциональное объединение нескольких типов
тканей. Например, кожа человека как орган включает эпителий и соединительную
ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций. Среди них наиболее значительная — защитная.
Модель кожи человека
Слайд 19Организменный
Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную
к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов,
специализированных на выполнении различных функций.
Слайд 20Популяционный уровень.
Популяция — совокупность особей одного вида, занимающих определенный
ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхождение, генетическую
основу и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида.
Слайд 21Видовой уровень.
Вид — совокупность особей, сходных по строению, имеющих
общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип, сходное поведение и занимают определенный ареал.
Слайд 22Биогеоценотический (экосистемный) уровень.
Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных
видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах
осуществляется круговорот веществ и энергии.
Слайд 23Биосферный (глобальный) уровень.
Слайд 24Биосферный
Биосфера — самый высокий уровень организации жизни на нашей планете,
В ней выделяют живое вещество — совокупность всех живы организмов,
неживое, или косное, вещество и биокосное вещество. Биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2% представлена зелеными растениями. На биосферном уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.
Слайд 25Что изучается на молекулярном уровне?
Изучаются молекулы органических веществ – белков,
углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, находящихся в клетках и получивших название
биологических молекул.
Что изучается на клеточном уровне?
На клеточном уровне изучается строение клеток, строение и функции ее отдельных органоидов.
Что изучается на организменном уровне?
Строение тканей, органов и систем органов целостного организма.
Подведем итоги:
Слайд 26Подведём итоги
Что изучается на популяционно-видовом уровне?
На популяционно-видовом уровне изучаются структура
вида, характеристика популяций.
Что изучается на биогеоценотическом уровне?
На экосистемном (биогеоценотическом) уровне
изучается структура и характеристика биогеоценозов.
Что изучается на биосферном уровне?
На биосферном – изучается биосфера. Распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере. Влияние человека на биосферу.
Слайд 271. Высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты.
2.
Уровень, на котором изучают взаимоотношения организмов и среды обитания.
3. Совокупность
особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определённую территорию.
4. Основная структурная и функциональная единица живых организмов.
5. Начальный уровень организации живого, который обладает всеми свойствами живого.
6. Уровень, представленный как одноклеточными, так и многоклеточными организмами, на котором изучается организм как единое целое.
7. Оболочка Земли, развивающаяся под воздействием живых организмов.
8. Совокупность живых организмов и среды обитания, связанных между собой обменом веществ, энергии и информации.
9. Уровень, представленный органическими и неорганическими молекулами. Входящими в состав живых систем, а также в разнообразные комплексы.