Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ 9 КЛАССА ПО ТЕМЕ: НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ
Учитель биологии ГБОУ
СОШ №8
пгт Алексеевка г.о. Кинель
О.Ю. Ветренко
Слайд 2КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ
Учащиеся получившие за различные
виды работ на уроке:
17 и более баллов ставят себе
«5»
15 – 17 баллов ставят себе «4»
9-14 баллов ставят себе «3»
Виды работ на уроке :
Выполнение теста по теме «Белки»
Самостоятельное заполнение таблицы
Устные ответы
Слайд 3ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ»
Задания уровня А - выбери
1 ответ.
Каких органических соединений в живой клетке больше всего
?
а) липидов б) нуклеиновых кислот в) белков г) углеводов
Белки по строению - это вещества:
а) полимеры б) мономеры в) неорганические вещества г) радикалы
Мономером белка является:
а) нуклеотид б) аминокислота в) глюкоза
Первичная структура белка представлена :
а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой
Вторичная структура белка представлена:
а) полипептидной цепью б) спиралью в) глобулой
Какой белок имеет четвертичную структуру
а) инсулин б) гемоглобин в) лецитин
Какая структура белка определяет химический состав и его биологические свойства?
а) первичная б) вторичная в) третичная г) четвертичная
Слайд 4ТЕСТ ПО ТЕМЕ : «БЕЛКИ»
Задания уровня В - напишите
краткий ответ.
Как называются белки, которые упорядочивают и ускоряют
протекание химических реакций внутри клетки?
Какие химические связи формируют вторичную и третичную структуры молекулы белка?
Как называется процесс утраты молекулой белка своей конфигурации. Обратим ли этот процесс?
Слайд 5ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ К ТЕСТУ
( ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ
УЧЕНИК ПОЛУЧАЕТ ОДИН БАЛЛ)
1. в
2. а
3. б
4. а
5. б
6. б
7. а
8. ферменты
9. водородные и гидрофобные
10 денатурация; восстановление происходит если не разрушена первичная структура белка
Слайд 6ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Цель урока: ознакомиться с
нуклеиновыми кислотами, выяснить их роль в наследственности
Задачи урока:
сформировать знания
о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
Слайд 7ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
Открыты во второй половине 19 века швейцарским биохимиком
Ф. Мишером
Впервые обнаружены в ядре («нуклеус» - ядро)
Модель ДНК создана
в 1953 г.
Слайд 8СТРОЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ
Нуклеотид : химическое соединение остатков трех веществ:
азотистого основания, углевода, фосфорной кислоты.
Слайд 10СОСТАВ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ:
Углевод –
дезоксирибоза
Азотистое
Основание
(А, Г, Ц, Т)
Остаток
ФК
ДНК
РНК
Углевод –
рибоза
Азотистое
основание
(А, Г, Ц, У)
Остаток
ФК
Слайд 11ВИДЫ РНК
В клетке имеется несколько видов РНК. Все они участвуют
в синтезе белка:
Транспортные РНК (т-РНК) - это самые маленькие по
размерам РНК. Они связывают аминокислоты и транспортируют их к месту синтеза белка.
Информационные РНК (и-РНК) - они в 10 раз больше тРНК. Их функция состоит в переносе информации о структуре белка от ДНК к месту синтеза белка.
Рибосомные РНК (р-РНК) - имеют наибольшие размеры молекулы, входят в состав рибосом.
Слайд 12КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ
Комплимент арность – пространственное соответствие молекул или их частей, приводящая
к образованию водородных связей.
Комплиментарные структуры подходят друг к другу как
«ключ с замком
(А+Т)+(Г+Ц)=100%
Слайд 13ЗАДАЧА
Известно, что 1 цепь ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов:
-А-Т-Г-Г-Ц-Г-А-А-Т-Т-А-Г-А-Т-А-А-Ц-Т-Т-Ц-
в каком порядке расположены нуклеотиды во 2 цепи ДНК?
Слайд 14ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
Наследственная информация записана в молекулах нуклеиновых кислот в виде
последовательности нуклеотидов. Определенные участки молекулы ДНК и РНК (у вирусов
и фагов) содержат информацию о первичной структуре одного белка и называются генами.
1 ген = 1 молекула белка
Поэтому наследственную информацию, которую содержат ДНК называют генетической.
Слайд 15Одна аминокислота закодирована тремя нуклеотидами
Пример: аминокислота триптофан закодирована в РНК
УГГ, в ДНК - АЦЦ.
АЦТ
АГЦ
ГАТ
Триплет( ДНК), кодон (РНК)
ген
АК1
АК2
АК3
белок
Слайд 16СВОЙСТВА ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА:
Универсальность ( у все живых организмов генетический код
одинаков )
Дискретность (кодовые триплеты считываются с молекулы РНК целиком)
Специфичность (кодон
кодирует только определённую аминокислоту)
Избыточность кода (несколько триплетов кодируют одну аминокислоту )
Слайд 17Таблица: «Сравнительная характеристика ДНК и РНК»
(За каждый правильно заполненный признак
ученик получает 1 балл)
Слайд 18ВОПРОСЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Какие виды нуклеиновых кислот вам
известны, кто их открыл?
Как соединены нуклеотиды в полинуклеотидной цепи?
Как возникают
новые молекулы ДНК?
Слайд 19ВЫВОДЫ
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК
ДНК – полимер. Мономер – нуклеотид.
Молекулы
ДНК обладают видовой специфичностью.
Молекула ДНК – двойная спираль, поддерживается водородными
связями.
Цепи ДНК строятся по принципу комплиментарности.
Содержание ДНК в клетке постоянно.
Функция ДНК – хранение и передача наследственной информации.
Слайд 20ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
( ПО ВЫБОРУ УЧАЩЕГОСЯ )
Прочитать § 6 стр.
21-23 ответить на вопросы 3 в рабочей тетради
Разгадать
кроссворд по теме « Нуклеиновые кислоты»
Составить тест или вопросы для одноклассников по теме « Нуклеиновые кислоты»