Слайд 1«Применение кейс-метода на уроках биологии»
Кононенко Наталья Николаевна
Учитель биологии
МОБУ «Верхнеуринская СОШ»
Слайд 2Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная практическая деятельность обучающихся (самостоятельный
познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию
проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Одним из эффективных методов, позволяющим успешно решать эти задачи является кейс-метод, так как он в большей степени ориентирован на социализацию личности ученика.
Слайд 3Суть метода в том, что обучающимся предлагается осмыслить реальную жизненную
ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему,
но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
Основная функция метода – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует обучающихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Слайд 4Отличия кейса от другого учебного материала:
- Источником создания любого
кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
- Процесс отбора: содержание должно быть реальным для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес.
- Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Цифрового материала должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов.
Слайд 5К кейс - методам, активизирующим учебный процесс относятся:
- метод инцидента,
особенность которого заключается в том, для принятия решения имеющейся информации
недостаточно, поэтому обучающийся сам находит информацию для принятия решения и анализирует ее.
- метод разбора деловой корреспонденции, в котором обучающиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения и вопросы, которые позволяют найти решение.
Слайд 6- метод ситуационного анализа, является самым распространенным методом, поскольку позволяет
глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с
подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.
Слайд 7Материалы для создания кейса и их классификация
Кейс представляет собой результат
отражательной деятельности преподавателя. Разработка кейса является сложной задачей, требующей эрудиции,
педагогического мастерства и времени. Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть обучающимся.
Слайд 8Классификация кейсов по степени воздействия их основных источников
-практические, которые отражают
абсолютно реальные жизненные ситуации;
-обучающие, основной задачей, которых выступает обучение;
-научно-исследовательские, ориентированные
на осуществление исследовательской деятельности.
Слайд 9Классификация кейсов по их сложности
- иллюстративные учебные ситуации – кейсы,
цель которых – на определенном практическом примере обучить обучающихся алгоритму
принятия правильного решения в определенной ситуации;
- учебные ситуации – кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
Слайд 10- учебные ситуации – кейсы без формирования проблемы, в которых
описывается более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема
четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;
- прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей решения проблемы.
Слайд 12Кейс включает в себя
- сюжетную часть – случай, проблема, история
из реальной жизни;
- методическую часть – вопросы и задания для
работы с кейсом;
- информационную часть – приложения (глоссарий, параграф учебника, научная статья и т.д.)
Слайд 13В реализации кейс-метода выделяют следующие этапы
Подготовительный этап
Основной (аналитический) этап
Итоговый этап
Слайд 14Этапы работы
- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с материалами кейса (идентификация
проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа
в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.
Слайд 15Содержание деятельности методов и приемов для решения кейсов
Слайд 16Навыки, которые развивает метод кейсов
- Аналитические навыки. К ним можно
отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и
несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.
- Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.
Слайд 17- Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить.
Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя
найти логическим путем.
- Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Слайд 18- Социальные навыки вырабатываются в ходе обсуждения кейса: оценка поведения
людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение,
контролировать себя и т.д.
- Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Слайд 21Применение кейс - метода позволяет сформировать высокую мотивацию к учебе;
реализовать основную ведущую потребность подростков - общение со сверстниками; развить
такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
Слайд 22Преимущества
- повышение интереса к процессу обучения, урокам, предмету;
- способствует повышению
познавательной активности обучающихся в учебном процессе, развитие и совершенствование творческих
способностей обучающихся;
- активизирует мышление обучающихся;
- формирует умения работы с большим объёмом информации;
- формирует коммуникативные навыки;
Слайд 23- способствует развитию умения общения в группах;
- способствует развитию здоровой
дискуссии;
- создаёт психологически комфортную среду на уроках;
- удобно совмещается с
другими технологиями;
- даёт возможность педагогу применять различные приёмы и методы обучения.
Слайд 24Сложности
- подготовка кейса требует много времени и обилия информации;
- сложность
в подборе информации;
- не все обучающиеся способны работать с большим
объёмом информации, так как техника чтения не у всех школьников одинаковая;
- невозможность частого использования метода в рамках классно-урочной системы.