Слайд 1Проект на тему:
« Развитие памяти у подростков»
Ученицы 11 «В» класса
Ильгузиной
Кристины
Преподаватель Ланчкина Нина Фёдоровна
Слайд 2 Актуальность проекта: Проблема развития памяти актуальна в любой
возрастной группе, особенно в подростковый период, когда на подростка действует
масса различных факторов среды. Начинается изучение новых дисциплин, физики, химии, геометрии и т.д. На ребёнка действует масса информации, которую он получает из информационных источников. У подростка возникает необходимость больше запомнить, осознать, понять.
Слайд 3 Исследовать методы, способствующие сделать память более гибкой, надёжной и
послушной, выяснить процент улучшения памяти в результате применения определённых методик.
Слайд 4Задачи проекта
1) Изучить теоретическую основу памяти
2)Исследовать уровень развития памяти у учащихся 8 параллели
3) Исследовать
процент развития памяти в результате применения метода деления предметов на группы по их назначению
4) Исследовать процент запоминания последовательности расположения слов с помощью составления смешного рассказа
5) Исследовать процент развития памяти при рассматривании картин, используя метод деления общего на частное
6) Рекомендации: как быстро и качественно выполнить домашнее задание
Слайд 5Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме
2. Опытно-эмпирическое исследование особенностей памяти
подростков
3. Обработка полученных данных опытно-эмпирического исследования
Слайд 6Память
«Память – основа психической деятельности. Без неё невозможно
понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего
понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти».
Слайд 7Мозг человека состоит из 2 полушарий. Правое – образное полушарие,
левое – словесное. В правом главенствуют эмоции, а левое контролирует
разум.
Левое полушарие отвечает за:
Вербально-логическую связь
Линейную обработку информации
Работу над отрывками информации
Анализ
Суждение
Логику
Абстрактность
Формирование понятий
Связь идей
Слайд 8Правое полушарие отвечает за:
Образное мышление
Озарение
Интуиция
Распознание образов
Предчувствие
Зрительная память
Одновременное восприятие нескольких предметов
Интеграцию
Работу
над формированием представлений и образов
Синтез
Слайд 9Виды памяти
Образная память – это способность воспроизводить образы,
основанная органах чувств
Словесно-логическая память — это память на информацию в
словесной форме. В сочетании зрительные образы и слова, используемые для улучшения памяти, являются более мощным средством запоминания.
Слайд 10 Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков.
Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и
воспроизведение многообразных сложных движений.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Слайд 11
В подростковом возрасте активно развивается логическая память и
быстро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию
этого вида памяти, а также произвольной памяти.
Слайд 12
Память по времени сохранения материала:
Мгновенная память представляет собой непосредственное
отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1
до 0.5 с.
Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.
Слайд 13 Долговременная память способна хранить информацию в течение практически
неограниченного срока.
Оперативная память рассчитана на сохранение информации в
течение определенного, заранее заданного срока.
Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.
Слайд 14Память по степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения
материала
1)Непроизвольная память. Запоминание и воспроизведение происходит автоматически
2)Произвольная память.
Человек
прилагает усилия для запоминания воспринятого, направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Слайд 15 Запоминание – это процессы памяти, в результате которых
происходит закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее.
Сохранение – это процесс удержания заученного в памяти.
Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс.
Воспроизведение и узнавание – это процессы актуализации ранее воспринятого материала. При узнавании актуализация осуществляется при повторном восприятии.
Слайд 17Предварительный тест
Была проведена диагностика зрительной памяти у 8 класса. При
обработке результатов, за каждое правильно воспроизведенное по рисунку или записи
слова или словосочетания испытуемый получает 1 балл. После получения и обработки данных были получены следующие результаты у 11% испытуемых высокий уровень зрительной памяти, у 82% - средний уровень и у 7%-низкий.
Исследование зрительной памяти
Слайд 18Окончательный тест
Через 2,5 недели был проведён повторно такой
же тест. Чтобы ученики лучше запомнили картину я объяснила им
методику «Деление общего на частное». 50% составил высокий уровень, 44%-низкий и всего лишь 6% низкий уровень
Слайд 19 На общей диаграмме мы можем наблюдать, что после
объяснения методики результат низкого уровня уменьшился на 1 %, средний
уровень уменьшился на 38%, а высокий уровень увеличился на 39%.
Слайд 20Метод деления на группы
Предварительный тест
Испытуемые должны в
течение 1 мин. посмотреть изображённые, на листке 20 предметов. Затем
убираю лист и учащимся предлагаю в течение 1 минуты написать название предметов, которые они запомнили.
Слайд 21 Оценив работы учащихся 8х классов, был получен следующие
результаты. У 15% учеников- очень высокий уровень зрительной памяти, у
24%-высокий, у 54%- средний, у 7%- низкий уровень.
Исходя из данных показателей, можно утверждать, что у учащихся в подростковом возрасте развивается зрительная память.
Слайд 22Окончательный тест
Через 2,5 недели, также был проведен повторный
тест по зрительной памяти. Снова дан учащимся лист с 20
предметами, предварительно объяснив, как лучше запомнить. После объяснения методики результаты также увеличились.
Слайд 23 Составив общую диаграмму предварительного и окончательного теста, мы
можем видеть, что после объяснений низкий уровень стал ровняться 0%,
средний уменьшился на 29%, высокий уровень поднялся на 45%.
Слайд 24
Испытуемым зачитываются 10 пар слов 1 ряда (интервал между
парой - 3с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова (с
интервалом 10 с), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Исследование логической памяти
Слайд 25Результаты были таковы: в интервале 10 с- 5% испытуемых показали
высокий уровень логической памяти, 95% - норму. Интервал в 3
с- 33%-высокий уровень, 67%-нормальный уровень.
Слайд 26
На доске были написаны 10 слов, задача учащихся состояла в
том, что им надо было переписать слова себе на листок.
Затем эти листочки были собраны. После чего ученики должны были в течение 1,5 минуты воспроизвести эти слова по памяти.
Исследование механической памяти
Слайд 27 По уровню механической памяти были получены следующие показатели:
у 3% испытуемых был выявлен высокий уровень механической памяти, у
54% - нормальный, у 32% - низкий, у 11%-слабый.
Слайд 28Окончательный тест
Через 2 недели был проведен повторный тест с
другой группой слов, также предварительно объяснив методику для лучшего запоминания
данных слов.
Слайд 29Смотря на общую диаграммы можно утверждать, что слабый и средний
уровень в окончательном тесте равен 0%, низкий уровень уменьшился на
21%, а высокий уровень подскочил на 86%.
Слайд 30 Также был проведен опрос среди учащихся 8х классов,
какое запоминание они предпочитают для определённого школьного предмета. Опрос был
представлен в виде таблицы. Напротив каждого предмета испытуемым было необходимо поставить галочку в соответствующий их личному запоминанию столбик.
Какое запоминание предпочитают ученики?
Слайд 31 Подсчитав результаты, была выведена следующая диаграмма.
Слайд 32Вывод
Проведя исследование, я пришла к выводу, что у испытуемых 11-13
лет достаточно высокий уровень зрительной и логической памяти.
Изучив особенности памяти
подростков, мы можем утверждать, что практическая часть нашей работы соответствует теоретической.
Изучив особенности памяти подростков, можно утверждать, что практическая часть работы соответствует теоретической.
Память разнообразна, и у разных учащихся свои особенности памяти.
Чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.
После работы над проектом были проинформированы школьники на классных часах, о том как улучшить свою память. И донесена информация до родителей учащихся.
Слайд 33Рекомендации учащимся по развитию памяти
При подготовке уроков следует чередовать способы
работы.
Приступая к приготовлению уроков, нужно самому поставить перед собой цель
- запомнить. При этом нужно представить себе, что именно и как следует запомнить: все подряд или отдельные части материала, наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания.
Слайд 34Пять правил гигиены вашего мозга:
Обеспечить регулярное насыщение кислородом вашей крови
Достаточно
спать, ведь после хорошего сна мозг работает лучше. Взрослый человек
должен спать 7-8 часов в сутки, а подростки (от 16 до 22) 9 часов в сутки
Не курить. Если взять группу людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память.
Избегать алкоголя.
Остерегайтесь некоторых лекарственных препаратов. Знайте, что некоторые медикаменты могут вызвать временную потерю памяти.