Слайд 1Подготовила учитель биологии
ГУ Школы-лицей №8
для одарённых детей
города Павлодара
Синицына
Ирина Юрьевна.
Презентация о теории Множественного Интеллекта
Говарда Гарднера
(Для использования
на родительских собраниях, педсоветах и факультативах по психологии и педагогике)
Слайд 2Презентация о теории Множественного Интеллекта
Говарда Гарднера.
Слайд 3Подготовила учитель биологии
высшей категории
школы-лицей №8 с классами
для
одарённых детей
города Павлодара
Синицына Ирина Юрьевна
…Существует более, чем
один способ учить тому, что вы считаете важным.»
Г. Гарднер
Гарднер, Говард
Говард Гарднер
англ. Howard Gardner
Дата рождения: 11 июля 1943 (69 лет) Место рождения: Пенсильвания, США
Страна: США Научная сфера: психология, нейропсихология Альма-матер:
Гарвардский Университет
Награды и премии Стипендия Макартура (1981)
Говард Гарднер (англ. Howard Gardner, род. 11 июля 1943, Пенсильвания) — американский психолог, известный как автор понятия Множественный интеллект (Multiple Intelligences), специалист в области клинической психологии и нейропсихологии.
Слайд 5Родители Гарднера переехали в США из нацистской Германии (1938), спасаясь
от преследований вместе с волной третьей еврейской эмиграции. В 1961
Говард поступил в Гарвардский Университет, намереваясь изучать историю. Однако, под влиянием Эрика Эриксона он заинтересовался психологией и другими смежными дисциплинами. После знакомства с Джеромом Брюнером (Jerome Bruner) и работами Пиаже, Гарднер еще раз поменял специализацию. В 1971 он защитил докторскую диссертацию по теме детской сенсорики. Совместно с Нельсоном Гудманом разработал т. н. Проект Зеро. [Связь «интеллектов Гарднера» с «уровнями абстрактного интеллекта» и «кодировками» показал Яков Фельдман
Слайд 6Говард Гарднер изучал особенности человеческого мозга и изначально вовсе и
не предполагал с помощью своих открытий внести какие-либо изменения в
систему образования.
Слайд 7Гарднер обращает внимание на то, что школьная программа в основном
делает акцент на двух типах способностей – вербально-лингвистических (преимущественно в
письменной форме) и логико-математических. И если школьник не проявил себя в этом “должным” образом, ему приходится довольствоваться незначительными успехами и малыми возможностями для самоактуализации в учебной (академической) деятельности (отсюда и скука, и проблемы дисциплины и потеря мотивации).
Слайд 8Для повышения самооценки ему остается футбольное поле, дворовая компания либо,
в лучшем случае, кружок или студия, где он может заняться,
на его взгляд, настоящим делом. Но ведь существует множество других знаний, талантов, способных обогатить нашу жизнь и помочь нам эффективно взаимодействовать с окружающим нас миром.
Слайд 10В 1983 году Г.Гарднер опубликовал книгу «Структура ума: теория множественности
интеллекта», даже не ожидая, какой переворот она произведет в школьном
образовании.
Об эффективности школы принято судить по академической успеваемости учеников, а сегодня главный критерий еще и результаты ЕГ (ЕНТ). Но за этими цифрами и процентами не разглядишь многого. О главных результатах школы говорят лица ее учеников и учителей. Уверенность в своих силах и чувство защищенности, любознательность и веселые искорки в глазах, готовность постигать новое, прийти на помощь, повести за собой, найти способ, и при этом понимать, что ты не хуже и не лучше остальных, ты – это ты, просто другой, потому что мир вокруг многообразен до бесконечности. Именно это вы увидите в фотографиях детей и педагогов
New City School
Слайд 12Эта школа – лидер не только в своей стране. Она
известна далеко за ее пределами, благодаря стремлению коллектива не просто
учить детей, но помочь каждому обрести себя и найти свой путь. И своим успехом в этом школа отчасти обязана теории множественности интеллекта Говарда Гарднера, на основе которой вот уже более 20 лет строится образовательный процесс.
Слайд 13Философия школы проста: преданные делу люди, объединив свой ум и
талант, в силах изменить мир к лучшему. Ее задача –
идти вперед в поисках лучшего способа подготовить детей к будущему.
Слайд 15«В Нью Сити Скул тебя не учат, тебе дают возможность.
Каждый имеет возможность думать самому, думать иначе, по-своему. Среда школы
побуждает и позволяет каждому познавать то, что «зацепило» его ум. …. Ученики Нью Сити не любят вопросы с множественным выбором не за их сложность, формулировки или занудство, а за их ограниченность. Мало на что в жизни есть пять вариантов ответов, и эта школа очень хорошо дает это понять. Недостаточно знать, что происходит, важно понимать как и почему это происходит. Мир – это не учебник, упражнение или математический тест; он абстрактен, необъятен и хаотичен». (Джордж Зиглер, выпускник школы, студент Чикагского университета).
Слайд 16«В каждом человеке есть своя душевная нота. И велика ценность
тех, кто способен услышать ее звучание, помочь обрести ей нужную
тональность.»
Л.Н.Толстой
Слайд 17Число школ, применяющих теорию множественности интеллекта, в мире растет. Их
опыт интересен не только своей непохожестью, но, главным образом, способностью
создать образовательную среду в школе, где каждый успешен. И взращиваемое в этой среде понимание маленьким человеком сильных сторон своей личности и своих способностей становится фундаментом их дальнейшей взрослой жизненной успешности.
Слайд 18«… поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так
как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным,
пустым и пагубным. Чем плодороднее поле, тем обильнее оно производит терновник и чертополох, если его не засеять семенами мудрости и добродетелей», - эти слова Я.А.Коменского
Слайд 19Говард Гарднер длительное время изучал познавательные характеристики мозга, поврежденного в
результате инсульта или несчастного случая, мозга одаренных людей, умственно-отсталых, представителей
разных этнических культур. Гарднер изменил представление об интеллекте, как о едином раз и навсегда определяющем врожденные способности и навыки решения проблем.
Слайд 20Его теория «не ставит под вопрос существование общего интеллекта, но
исследует возможности, выходящие за рамки одного понятия. В результате своих
исследований ученый предположил, что интеллект концентрируется в разных областях мозга, которые взаимодействуют друг с другом, либо работают независимо друг от друга и могут быть развиты при наличии соответствующих условий. Исследования Гарднера пошатнули устои педагогики, очень уютно чувствовавшей себя с понятием интеллекта, как единого, генетически обусловленного и легко измеряемого бумажно-карандашным способом, например, при помощи тестов Стенфорда-Бине или Векслера»
Слайд 21Напомним, согласно Гарднеру, интеллект это:
- способность создавать эффективные продукты
или предлагать услуги, представляющие культурную ценность;
- набор навыков, позволяющий
индивидууму решать жизненные проблемы;
- способность приобретать новые знания через решение проблем .
Слайд 22Как говорит Гарднер: «Старайтесь знать о детях, как можно больше
вместо того, чтоб заставлять их всех проходить через одно и
то же игольное ушко».
Слайд 23Вербально-лингвистичес
кий
Логико-математичес
кий
Пространствен
ный
Музыкальный
Внутриличностный
Телесно-кинестический
Межличност
ный
Типы интеллекта по Гарднеру:
Натуралистический
Слайд 24Каждый тип интеллекта проявляет себя посредством специфических талантов, навыков и
интересов. И возможно, понимание того, что каждый из этих типов
интеллекта может быть развит и усилен, окажет значительное влияние на методы обучения детей и позволит организовать учебный процесс так, чтобы они учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов.
Слайд 26Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, педагогов,
1.
Вербально-лингвистический интеллект.
Легко восприим
чив к языку и чув
ствителен к ню
ансам,
порядку и ритму слов.
Дети с ярко выраженным вербально-лингвистическим интеллектом любят читать, писать, рассказы
вать истории
Они обладают хорошей словесной памятью (запоминают имена, места, даты, названия и проч.), богатым лексическим запасом.
Этот тип интеллекта хорошо развит у писателей, ораторов, офис-менеджеров, секретарей, педагогов,актёров, поэтов .
Слайд 272. Логико-математический интеллект.
Выражены способности дедуктивного и индуктивногоконкретного и абстрактного,
мышления.
Дети с таким типом интеллекта обладают отличными аналитическим навыками и
навыкамии решения проблем.
Они хорошо размышляют и задают логически выстроенные вопросы.
Такой тип интеллек
та доминирует у учёных, математиков, программистов, юристов, бухгалте
ров.
Слайд 283. Визуально-пространственный интеллект.
Включает способ
ность к визуально-пространственному отраже
нию мира.
Чтобы лучше
воспринять и понять информацию такие дети нуждаются в зрительных образах
(карты, схемы,диаграммы), любят пазлы , головолом
ки.
Они сильны в рисовании, черчении, пректировании, моделирова
нии.
Средипрофессий, где востребован этот тип интеллекта: художники, картогафы, архитек
торы, скульпторы, конструкторы.
Слайд 294. Музыкальный интеллект.
Заключает в себе чувствительность к уровню, тембру
и ритму звука.
Предполагает эмоциональную воспримчивость к музыке.
Дети, запоминающие мелодии и
музыкальные образы, распознающие диапазон и ритм, являются обладателями хорошо развитого муз. нтеллек
та.
Этот тип доминирует у певцов, композиторов, музыкантов,танцовщи
ков, учителей музыки.
Слайд 305.Телесно-кинестетический интеллект.
Решает поставленные задачи, создаёт и передаёт идеи и
эмоции посредством движений тела.
Такие дети хорошие спортсмены, обладают хорошей координациейдвижений.
Они очень подвижны, обладают развитой жестикуляцией и тактильной памятью.
Актёры, мимы, танцовщи
ки, хирурги, музыкан
ты, изобрета
тели использу
ют этот тип интеллек
та.
Слайд 316. Межличностный интеллект.
Относится к способности активно взаимодействовать с людьми,
понимать их и распознавать их цели, мотивацию, намерения. Такие дети
с удовольствием работают в сотрудничестве, явл. лидерами и дипломатами.
Хотя этот тип интеллекта предполагает наличие способности понимать людей, его обладатели далеко не всегда с восторгом воспринимают виды деятельности, основанные на кооперации.
Не все экстраверты обнаруживают этот тип интеллек
та. Иногда встречаются и слабые в этой области.
Развитым межличностным интеллектом обладают учителя, врачи, люди, занятые в торговле, в политике, советники, священни
ки, бизнесме
ны.
Слайд 32Будьте осторожны, остерегайтесь ярлыков: если кто-то любит работать в одиночестве
или явный интроверт, это автоматически не влечет за собой наличие
сильно развитого внутриличностного интеллекта
7. Внутриличностный интеллект.
Сопряжён с пониманием собственных эмоций, целей, намерений, обращением к внутреннему миру. У детей с этим типом обострённое чувство собственного достоинства, они уверены в себе, любят работать в одиночестве.
Такие дети реально оценивают свои сильные стороны и способности. Этот тип интеллекта нелегко распознать, пожалуй, единственный способ сделать это – наблюдение за детьми.
Этот тип интеллекта доминирует в людях таких профессий, как филосо
фы, религиоз
ные лидеры, психиат
ры, исследователи мозга.
Слайд 338. Натуралистический интеллект.
Он предполагает способность к изучению флоры и
фауны, мира природы; предрасположенность к продуктивной деятельности, такой, как охота,
фермерство или занятия биологическими науками.
Томас Армстронг объяснил этот тип интеллекта и как способность видеть мир природы под другим углом – понимание взаимодействия природы с цивилизацией, симбиотических взаимоотноше
ний, присущих природе, жизненные циклы природы.
Чарльз Дарвин, Джон Мюир, Е.О.Уилсон обладали разви
тым натуралистическим интеллектом.
Люди с натуралистическим интеллектом часто выбирают профессии ботани
ков, натуралистов, физиков.
Слайд 34Один из базовых принципов теории множественности интеллекта заключается в том,
что образование должно быть чутким к индивидуальным познавательным различиям. Вместо
отрицания или игнорирования этих различий в своем убеждении, что все дети должны мыслить одинаково, образование должно стремиться к созданию разнообразных познавательных возможностей, максимально отвечающих индивидуальному интеллектуальному потенциалу.
Слайд 35«Существует более, чем один способ научить тому, что вы считаете
важным. Теория множественности интеллекта при этом может быть инструментом», –
эта мысль пронизывает всю теорию Гарднера. На наш взгляд, главное отличие процесса обучения, основанного на теории множественности интеллекта – он сфокусирован на развитии ума и способностей, в первую очередь, и через них идет освоение школьной программы (стандарта), в то время, как традиционный процесс обучения во главу угла ставит освоение содержания программы преимущественно через вербальные и логико-математические способности ученика.
Слайд 36Зачем школе теория множественности интеллекта?
Опыт применения ТМИ в школе
зарубежными коллегами доказывает, что дети могут учиться разными способами, но
это требует иных методов обучения и оценки. Использование ТМИ не означает, что все темы школьной программы будут изучаться только на ее основе. Необходим баланс между ТМИ, стандартом и требованиями программы.
Слайд 37Педагоги отмечают большую эффективность уроков, проведенных с применением теории множественности
интеллекта, но и планирование и подготовка к ним требует больших
усилий и творчества со стороны учителя. Использование ТМИ в школе возможно и при отсутствии сотрудничества в коллективе, но именно коллегиальность и кооперация всех или хотя бы большинства учителей помогает добиться лучших результатов.
Слайд 38Непременным условием успешности применения этой теории является вовлечение и просвещение
родителей – родители учеников должны быть обязательными спутниками и союзниками.
Слайд 39А главное, применение этой теории помогает выстроить в школе образовательный
процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт,
требующий вовлечения разных типов интеллекта, познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Процесс, помогающий и развитию учеников и профессиональному росту учителя.