Слайд 1Регуляция функций в организме
Анатомия, 8 класс
Орлова Ю.Ю.
Урок № 9
Слайд 2Цели
Развивать понятие о регуляции деятельности организма, ее видах и роли
в установлении связи между организмом и окружающей средой, о взаимосвязи
нервной и гуморальной регуляции.
Развивать умение применять знания из реальной жизни (уметь на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток).
Слайд 3Какие две среды важны для жизни человека?
Внешняя, в которой человек
живет, и внутренняя, в которой функционируют все клетки, органы и
ткани тела.
Слайд 4Клетки тела человека
Клетки человека нормально функционируют лишь при температуре 36-38
градусов.
Повышение или понижение температуры за пределы этих границ приводит
к нарушению функций клеток.
Слайд 6Многие клетки почти мгновенно гибнут при помещении их в дистиллированную
воду. Организм же может переносить и водное голодание, и избыточное
поступление воды и солей.
Слайд 7Гомеостаз
Гомеостаз (от греч. homoios – подобный, одинаковый – и stasis
– неподвижность, состояние) – способность биологических систем противостоять изменениям и
сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойства (У. Кеннон в 1929 г.).
Слайд 8Регуляция
Регуляция (от лат. regulo – направляю, упорядочиваю) – координирующее влияние
на клетки, ткани и органы приводящее их деятельность в соответствие
с потребностями организма и изменениями окружающей среды.
Слайд 10Характеристика нервной и гуморальной регуляции
Пользуясь текстом учебника (§ 9) заполните
таблицу:
Слайд 11Значение саморегуляции физиологических процессов в организме
Каждый из двух основных механизмов
регуляции функций в организме – нервный и гуморальный – тесно
взаимодействуют. Дополняя друг друга, обеспечивают важнейшую особенность нашего организма – саморегуляцию физиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий существования.
Слайд 12Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция – регуляция, осуществляемая при помощи химических веществ
(гормонов), выделяемых в кровь и тканевую жидкость. Переносясь жидкостями организма,
химические вещества влияют на деятельность органов, обеспечивают их взаимодействие.
Слайд 13Откуда берутся гормоны?
Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции, входящие в состав
эндокринной системы.
Эти железы выделяют гормоны в кровь, т.к. не имеют
специальных выводных протоков.
Слайд 15Кто главнее?
Нервной регуляции принадлежит ведущая роль. Гуморальные факторы – звено
в нервно-гуморальной регуляции.
Слайд 16Пример № 1
При избытке сахара в крови (конфеты, сладкий чай)
нервная система стимулирует поджелудочную железу→ инсулин в кровь→гликоген в мышцах
и печени.
Слайд 17Пример № 2
Человек испытывает жажду. Повышается концентрация солей и др.
веществ во внутренней среде организма → раздражение рецепторов в сосудах
→ ЦНС → гипофиз → гормон АДГ (антидиуретический гормон) → почки удерживают воду + возникает чувство жажды
Слайд 18Нервная или гуморальная регуляция?
Адреналин (надпочечники) в крови усиливает сердцебиение и
суживает кровеносные сосуды.
Горячая вода, воздействуя на кожу, расширяет ее сосуды.
Углекислый
газ в крови усиливает дыхание.
Нашатырный спирт усиливает дыхание.
Солнечные лучи в жаркий день усиливают сердцебиение, дыхание и расширяют кровеносные сосуды кожи.
Импульсы, передаваемые по одним нервам, расширяют, а по другим – сужают сосуды.
Слайд 19Вопросы
Куда поступают гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции?
Чем регулируется моментальная реакция
организма?