Слайд 1урок
Тема:
Селекция микроорганизмов. Биотехнология
Слайд 2Задачи урока:
Повторить материал и проконтролировать знания учащихся по теме «селекция
животных»
Сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с
микроорганизмами.
Научить обосновывать значение метода искусственного мутагенеза для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов.
Познакомить с основными направлениями биотехнологии.
Убедить учащихся в том, что биотехнология является гармоничным соединением современных научных знаний и практической деятельности, нацеленных на оптимальное решение народнохозяйственных проблем и задач.
Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем современной селекции.
Слайд 3Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение новой темы
IV.
Закрепление изученного материала
V. Домашнее задание
Слайд 4
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ЖИВОТНЫХ
гибридизация
ОТБОР
РОДСТВЕННОЕ
НЕРОДСТВЕННОЕ
МАССОВЫЙ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ВНУТРИПОРОДНОЕ
МЕЖПОРОДНОЕ
ОТДАЛЕННАЯ ГИБРДИЗАЦИЯ
Слайд 5
Лошак = ослица х жеребец
Бестер = белуга х стерлядь
Мул =
кобылица х осел
Хонорик = хорек х норка
Архаромеринос = архар х
овца
Лигр = лев + тигр
Индоутка = индюк + утка
Кама = лама + верблюд
Зеброид = зебра + пони(лошадь, осел)
Каким методом селекции были получены эти животные?
Какими признаками они характеризуются?
В чем недостаток этих гибридов?
Слайд 6КТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД КОРОВ?
НАЗОВИТЕ ПОРОДЫ КОРОВ, РАЗВОДИМЫХ У
НАС В РЕСПУБЛИКЕ?
КТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД ЛОШАДЕЙ?
НАЗОВИТЕ ПОРОДЫ ЛОШАДЕЙ,
РАЗВОДИМЫХ У НАС В РЕСПУБЛИКЕ?
Слайд 7КТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД СВИНЕЙ?
НАЗОВИТЕ ПОРОДЫ СВИНЕЙ, РАЗВОДИМЫЕ У
НАС В РЕСПУБЛИКЕ?
КТО ЯВЛЯЕТСЯ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ РАЗЛИЧНЫХ ПОРОД ОВЕЦ?
НАЗОВИТЕ ПОРОДЫ СВИНЕЙ,
РАЗВОДИМЫЕ У НАС В РЕСПУБЛИКЕ
Слайд 8НАЗОВИТЕ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ ПОРОД ЭТИХ ХИВОТНЫХ?
НАЗОВИТЕ ПОРОДЫ, РАЗВОДИМЫЕ У НАС В
РЕСПУБЛИКЕ?
Слайд 9Коров
Овец
Коз
Оленей
Свиней
Буйволов
Лошадей
Яков
Кроликов
Нутрий
11. Норок
12. Рыб
13.
Кур
14. Уток
15. Индюков
16. Пчел
17. Страусов
18.
Собак
19. Кошек
20. Гусей
В настоящее время, человек разводит следующие виды животных:
Слайд 10ЗАДАНИЕ .
В 1973 году Н.И. Вавилов методом самоопыления вывел тонкорунный
сорт овец, из которых впоследствии академик Цицин, методом гетерозиса, создал
чистую линию.
Прочитайте текст и укажите на ошибки
Слайд 11Численность популяции любых видов живых организмов держится примерно на одном
уровне, потому что на них действуют ограничивающие факторов.
Слайд 12УДВОЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЦИИ ЛЮДЕЙ ПО ЭРАМ:
Слайд 13В 1980 г. на Земле насчитывалось 4,5 млрд. человек, от
которых ежегодно рождается 80 млн. детей.
В настоящее
время на планете – 6 млрд. человек.
10 млрд. человек Земля не прокормит, и встанет вопрос о регуляции численности населения!
Чтобы этого не произошло, нужно удовлетворять возрастающие потребности людей в продуктах питания.
Слайд 14Наука об использовании живых организмов, их биологических особенностей, а так
же процессов жизнедеятельности в производстве необходимых человеку веществ
Микроорганизмы –
это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных организмов.
Наука, изучающая микроорганизмы – микробиология.
Слайд 15Микроорганизмы - мельчайшие организмы, различаемые только под микроскопом
Слайд 16Болезни вызываемые микроорганизмами.
1 ГРИБЫ - себорея, парша, дерматомикозы
2 ПРОСТЕЙШИЕ -
дизентерия, токсоплазмоз, трихомониаз, лямблиоз, малярия, трихомониаз и др.
БАКТЕРИИ - ботулизм,
сибирская язва, туберкулез, холера, дифтерия, тиф, чума, сифилис, столбняк и др.
ВИРУСЫ - грипп, гепатит, СПИД, энцефалит, желтая, лихорадка, оспа, корь, бешенство, палеомелит, ОРЗ, ящур и др..
Слайд 17 Особенности микроорганизмов
1. Повсеместное распространение
2. Высокая скорость роста и размножения
3.
Высокая степень выживаемости в условиях, которые непригодны для жизни других
организмов (t=70-105С, радиация,NaCl=25-30%, высушивание, отсутствие кислорода, t=(-), и др.
4. Способы питания: автотрофы (фото- и хемо-), гетеротрофы (разлагают все виды органических веществ, неприродные соединения, нитраты. Сероводород и другие токсичные вещества)
Слайд 185.Невероятная продуктивность. Например: корова весом в500 кг. за сутки образует
0,5 кг. белка, а 500кг.растений сои продуцируют за тот же
срок 5 кг. белка, равная же масса дрожжей способна выработать в биореакторе за сутки 50 тонн белка, что в 100 раз превышает их собственную массу и равно массе 5 взрослых слонов).
6.Чрезвычайная приспособленность микробов даёт возможность легко и быстро их селекционировать. Чтобы вывести породу животных или сорт растений нужны сотни лет, а для выведения штамма микроорганизма нужно несколько лет.
Слайд 19
Использование микроорганизмов
Разработка новых методов переработки и хранения пищевых продуктов с
использованием микроорганизмов
Производство кормовых белков
Для домашних животных
Удаление серосодержащих соединений из
угля
Слайд 22
Особенности селекции микроорганизмов
У селекционера имеется неограниченное количество материала для работы:
за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных
средах можно вырастить миллиарды клеток;
Более эффективное использование мутационного процесса, поскольку геном микроорганизмов гаплоидный, что позволяет выявить любые мутации уже в первом поколении;
Простота генетической организации бактерий: значительно меньшее количество генов, их генетическая регуляция более простая, взаимодействия генов просты или отсутствуют.
Слайд 23Селекция микроорганизмов
Традиционные методы
Новейшие методы
Искусственный
мутагенез
Отбор по продуктивности
Генная инженерия
1 способ
Основан на выделении нужного гена из генома одного организма и
введение его в геном другого
2 способ:
Синтез гена искусственным путем и введение в геном бактерий
Слайд 26ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МУТАГЕНЕЗ
Экспериментальный мутагенез – это воздействие на организм различных
мутагенов,
с целью получения мутаций (химические вещества и радиация)
Например:
Штамм гриба пеницилла
повысил свою продуктивность в 1000 раз.
Штамм, образующий аминокислоту – в 300 раз.
Но возможности традиционной селекции ограничены.
Успехи таких наук, как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а так же возрастающие потребности практического применения микробных продуктов привели к созданию новых методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами
Слайд 31домашнее задание
Изучить текст параграфа.
Составить чайнворд, используя термины параграфов 34
- 37.