Слайд 2Алгоритм дидактической сказки
Описание сказочной страны, её героев.
Важное событие в жизни
героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
Финал
сказки.
Задания для учащихся.
Слайд 36 класс. Тема:
Строение и функции тканей животных
Цель: Создать условия для
формирования понятий ткани животных, виды тканей и функции.
Слайд 4Задачи:
Изучить виды тканей, их строение и функции, используя, форму обучения
сказкой;
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
Способствовать
развитию универсальных учебных действий через изучения понятий организм, клетки, ткани.
Слайд 5Оборудование
Мультимедийное оборудование;
Диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа»;
Карточки
с ролями жителей,
Кластер;
Слайд 6Описание формы работы:
Перед началом работы всем участникам раздаются карточки с
названием жителей.
Учитель зачитывает сказку.
Участники мастер-класса формируют группы, согласно ролям в
сказке.
Послушав материал диска о строении и функциях тканей животных, участники должны определить свою роль, выяснить названия тканей, их строение и функции.
Используя полученные знания, заполнить кластер.
Снять проклятие бабы Яги: для этого необходимо сделать задания на диске.
Слайд 7Сказка «Проклятие бабы Яги»
В некотором царстве, некотором государстве, дружно жили-были
маленькие существа, скажем, жители. И каждый знал свое место, ряд
к ряду. И все у них было ладно. Каждый занимался своим ремеслом, а вместе приумножали и укрепляли своё царство-государство.
И вдруг случилась беда, прогневали они бабу Ягу злую. Наслала она тогда на них проклятие. Забыли они друг друга, не узнают больше, не помнят, какого-роду племени, чем занимались. Тоскуют бедные, плачут.
А искать они должны друг друга по сходству. Послушав сказочника (диск), вспомнить, что делали они в царстве-государстве.
Слайд 8Роли – карточки
Жители с длинными хвостами;
Жители очень высокие
и худые;
Жители, все в жиже;
Жители, плечо к плечу;
Слайд 10
Клетки с отростками
Развито межклеточное вещество
Клетки плотно прилегают друг к другу
Многоядерные
волокна
Раздражимость
Движение
Опора
Транспорт
Защита
Ткани
Соединительная
Мышечная
Нервная
Эпителиальная
Слайд 12Расшифровка жителей:
Жители с длинными хвостами – это нервные клетки;
Жители очень
высокие и худые – мышечные волокна;
Жители, все в жиже –
клетки крови, одного из видов соединительной ткани;
Жители, плечо к плечу – клетки эпителиальной ткани.
Слайд 13Сказка 2.
6 класс. Тема: Изучение строения молодого корня. Зоны корня.
Цель:
Создать условия для формирований понятия о строении корня, о зонах
молодого корня.
Слайд 14Задачи:
Изучить зоны молодого корня и их функции, используя форму
обучения сказкой;
Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой
активности;
Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий о строении и функциях зон корня.
Оборудование: мультимедийное оборудование, диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа», карточки изображением части неопознанного объекта.
Слайд 15Описание формы работы:
Перед началом работы всем участникам раздаются карточки с
деталями неопознанного объекта.
Учитель зачитывает сказку;
Участники мастер-класса формируют группы с
разными деталями для конструирования модели неопознанного объекта; Участники делают предположения о том, что это такое;
Послушав материал диска (или прочитав текст учебника о зонах корня и их функциях) производится работа по соотношению модели, которая была собрана, с рисунком молодого корня, где обозначены зоны корня.
Используя полученные знания, учащиеся делают рисунок молодого корня, подписывают зоны корня, определяют функции каждой зоны.
Рефлексия. Определить, что за объект, назвать зоны и функции молодого корня. Составить свой вариант сказки, используя изученный материал. Рассказать дальнейшую судьбу объекта, и какое отношение к корням имеет сказочная репка.
Слайд 16Сказка о том, как Петя играл в пирата
Как-то раз бабка
с дедом вырастили репку. Тянут потянут, вытянут не могут. Позвали
в гости к себе в деревню своего внучка Петю. Пусть бы помог. Но не тут-то было. Петя решил поиграть в пирата и поискать сокровища Флинта. Взял он лопатку и тихонько пошел в огород. Раз копнул, другой копнул, и вдруг, вылетело из земли что-то, разлетелось на куски, ударило Петю прямо в лоб! Что за неопознанный объект? И так, и эдак вертел детали малыш, ничего у него не получалось.
Помогите разобраться, что это вылетело из земли. Соберите модель неопознанного объекта. Изучите, какая часть к чему и зачем. Какое отношение репка имеет к этому объекту?
Слайд 18Сказка 3.
6 класс. Тема: Организм – единое целое
Цель: Создать условия
для формирований понятия об организме как целостной саморегулирующейся системе, состоящей
из взаимосвязанных органов.
Слайд 19Задачи:
Сформировать понятие о целостности организма, состоящего из отдельных органов, взаимосвязанных
между собой, через сравнение со сказочными персонажами;
Содействовать формированию навыков коммуникативного
общения через разные виды творческой активности;
Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий организм, системы органов, органы, ткани, клетки.
Оборудование: мультимедийное оборудование, диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа», карточки с ролями жителей, кластер. Учебник Н.И.Сонин Биология Живой организм 6 класс. М.: Дрофа, 2008 год.
Слайд 20Описание формы работы:
Организационный момент, постановка целей и задач;
Учитель зачитывает сказку;
Работа
над заданиями сказки;
Организация работы с материалом диска по теме: Организм
– единое целое и схемой «Организм как единое целое» в учебнике на стр. 57.
Рефлексия. Шкаф - организм, ящики в шкафу – системы органов, шкатулка – орган, бусина – клетка.
Слайд 21Сказка о бусинке, которая возомнила себя самой красивой
Давным-давно, в одном
красивом старом замке жила была прекрасная принцесса, и уж очень
она любила наряды и красивые украшения. Особенно она любила коралловые бусы. До чего ж прекрасны они были: бусинка к бусинке, все равны как на подбор, и струились одна к одной. Заботилась принцесса о них очень, и хранила бережно в шкафу. А в шкафу этом был заветный ящичек, а в нем красивая шкатулка, там и лежали бусы. Однажды одна бусинка взбунтовалась: «Я на свете всех милее». Привиделось ей, что она самая красивая, самая большая, самая лучшая в бусах, и поэтому надо ей отдельные почести, именно она будет украшать принцессу на балах. И оправилась бусина в путь к мудрому Зеркалу.
Слайд 22Задания:
Предположите, что ответило ей Зеркало.
А что будет, если одна
клеточка нашего организма поведет себя так же, как эта бусинка?
Разгадайте, что зашифровано в сказке под названием шкаф, ящики шкафа, шкатулочка и бусинка?
Слайд 23Выводы:
Форма обучения сказкой позволяет создать условия для:
Формирования творческой активности учащихся
и коммуникативных навыков общения;
Позволяет развивать универсальные учебные навыки в процессе
разных форм работы с информацией;
Помогает создать на уроке атмосферу непринужденности и доверия;