Презентация на тему Специфика живого

Презентация на тему Презентация на тему Специфика живого из раздела Биология. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 25 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!

Специфика живого .

Специфика живого .

Предмет изучения, задачи и методы биологии.  Биология – совокупность или система наук о живых системах.

Предмет изучения, задачи и методы биологии.

Биология – совокупность или система наук о живых системах.
Предмет изучения биологии – все проявления жизни, а именно:
строение и функции живых существ и их природных сообществ;
распространение, происхождение и развитие новых существ и их сообществ;
связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой природой.

Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей и раскрытии сущности жизни.   К

К основным методам биологии относятся:
наблюдение, позволяющее описать биологическое явление;
сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений;
эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить скрытые свойства биологических объектов;
исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.

Биология как система наук может быть классифицированы различным образом. По предмету изучения: ботаника, зоология, микробиология

Биология как система наук может быть классифицированы различным образом.
По предмету изучения: ботаника, зоология, микробиология и т.д.
По общим свойствам живых организмов:
- генетика (закономерности наследственности)
- биохимия (превращения вещества и энергии)
- экология (взаимоотношения живых существ и их природных сообществ с окружающей средой) и т.п.

По уровню организации живой материи, на котором рассматриваются живые системы:- молекулярная биология;- цитология (изучает живые клетки, их

По уровню организации живой материи, на котором рассматриваются живые системы:
- молекулярная биология;
- цитология (изучает живые клетки, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти);
- гистология (изучает строение тканей живых организмов.) и т.п.

Существует также 4 магистральных направления биологии.1). Традиционная или натуралистическая биология. Её объектом изучения является живая природа в

Существует также 4 магистральных направления биологии.
1). Традиционная или натуралистическая биология. Её объектом изучения является живая природа в её естественном состоянии и нерасчлененной целостности.
Сформировалась она в 18-19-м веках. Одним из важных этапов формирования этого направления является создание классификаций животных и растений Карла Линиея.

2). Функционально-химическая биология. отражающая сближение биологии с точными физико-химическими науками.   Одним из важнейших разделов физико-химической

Одним из важнейших разделов физико-химической биологии является молекулярная биология – наука изучающая структуру макромолекул, лежащих в основе живого вещества.
3). Эволюционная биология. Это направление биологии изучает закономерности исторического развития организмов. В основе современной эволюционной биологии лежит теория Дарвина.

4). Теоретическая биология.  Целью теоретической биологии является познание самых фундаментальных и общих принципов, законов и свойств,

4). Теоретическая биология.
Целью теоретической биологии является познание самых фундаментальных и общих принципов, законов и свойств, лежащих в основе живой материи.

Специфика и системность живого. Под биологической (живой) системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, которая образует целостный объект, имеющие

Специфика и системность живого.

Под биологической (живой) системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, которая образует целостный объект, имеющие новые качества, не свойственные входящим в систему качеств элементов.
Живой, целостной системе присущи следующие качества:
множественность элементов;
наличие связей между элементами и с окружающей средой;
согласованная организация взаимоотношений элементов как в пространстве, так и во времени, направленное на осуществление функций системы.

Жизнь – это высшая из природных форм движения материи, она характеризуется самообновлением, саморегуляцией и самовоспроизведением разноуровневых открытых систем, вещественную основу которых составляют белки, нуклеиновые кислоты и фосфорорганические соединения.
В настоящее время описано более 1 млн. видов животных, около 0,5 млн. растений, сотни тысяч видов грибов, более 3 тыс видов бактерий.

Свойства живого: упорядоченная структура; получение энергии из внешней среды;живые организмы не только изменяются, но и

Свойства живого:
упорядоченная структура;
получение энергии из внешней среды;
живые организмы не только изменяются, но и усложняются;
активная реакция на внешнюю среду
самовоспроизводство;
способность сохранять и передавать информацию;
высокая приспособляемость к внешней среде.

Качества живых систем.1). Единство химического состава. В живых организмах ~ 98% химического состава приходится на

Качества живых систем.
1). Единство химического состава. В живых организмах ~ 98% химического состава приходится на шесть элементов: кислород (~62%), углерод (~20 %),водород (~10%), азот (~3%), кальций (~2,5%), фосфор (~1,0 %).
Кроме того, живые системы содержат совокупность сложных полимеров (в основном белки, нуклеиновые кислоты, ферменты и т.д.), которые неживым системам не свойственны.

2). Открытость живых систем. Живые системы – открытые системы.   Живые системы используют внешние

2). Открытость живых систем. Живые системы – открытые системы.
Живые системы используют внешние источники энергии в виде пищи, света и т.п.
Через них проходят потоки веществ и энергии, благодаря чему в системах осуществляется обмен веществ - метаболизм. Основа метаболизма – синтез веществ и распад сложных веществ на простые с выделением энергии, которая используется для биосинтеза.

3). Живые системы – самоуправляющиеся, саморегулирующиеся, самоорганизующиеся системы. Саморегуляция – свойство живых систем автоматически устанавливать

Саморегуляция – свойство живых систем автоматически устанавливать и поддерживать на определенном уровне те или иные физиологические показатели системы.
Самоорганизация – свойство живой системы приспособляться к изменяющимся условиям за счет изменения структуры своей системы управления.
При саморегуляции и самоорганизации управляющие факторы воздействуют на систему не извне, а возникают в ней самой в процессе переработки информации.

4). Живые системы – самовоспроизводящиеся системы.   Живые системы существуют конечное время. Поддержание жизни

4). Живые системы – самовоспроизводящиеся системы.
Живые системы существуют конечное время. Поддержание жизни связано с самовоспроизведением, благодаря чему живое существо воспроизводит себе подобных.
5). Изменчивость живых систем.
Изменчивость связана с приобретением организмом новых признаков и свойств.

6). Способность к росту и развитию. Рост - увеличение в размерах и массе с сохранением общих черт строения; рост сопровождается развитием то есть возникновением новых черт и качеств. Развитие может быть индивидуальным и историческим.
7). Раздражимость живых систем. Раздражимость - неотъемлемая черта всего живого. Раздражимость связана с передачей информации из внешней среды к живой системе и проявляется в виде реакций системы на внешние воздействия.

8). Целостность и дискретность. Живая система дискретна, так как состоит из отдельных, но взаимодействующих между собой частей.
Например: организм состоит из клеток.
Живая система целостна, поскольку входящие в неё элементы выполняют свои функций не самостоятельно, а во взаимосвязи с другими элементами системы.
Специфика живого заключается в том, что ни один из этих признаков не является самым главным, Только наличие всех этих признаков вместе взятых позволяет провести границу между живым и неживым в природе.

Уровни организации живых систем. Каждая живая система состоит из единиц, которые ей подчинены и является единицей, которая

Уровни организации живых систем.

Каждая живая система состоит из единиц, которые ей подчинены и является единицей, которая входит в состав живой системы, которой она сама подчинена.

1). Молекулярный уровень.  Наследственная информация у всех заложена в молекулах дизоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной

1). Молекулярный уровень.
Наследственная информация у всех заложена в молекулах дизоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), способной к саморепродукции. Реализация наследственной информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК).

2). Клеточный уровень. Клетка является основной самостоятельно функционирующей элементарной биологической единицей, характерной для всех живых организмов.
В истории жизни на нашей планете был такой период (первая половина протерозойской эры ~ 2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.

3). Тканевый уровень. Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.   4). Органный

4). Органный уровень. Орган (греч. Organon – инструмент) – обособленная совокупность различных типов клеток и тканей, выполняющая определённую функцию в пределах живого организма.

5). Организменный уровень.  Каждый вид состоит из отдельных индивидуумов (организмы, особи), имеющих свои отличительные

5). Организменный уровень.
Каждый вид состоит из отдельных индивидуумов (организмы, особи), имеющих свои отличительные черты.
6). Популяционнно-видовой уровень. Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей эволюционного процесса; в ней начинаются процессы видообразования.

7). Биоценотический уровень. Биогеоценозы – исторически сложившиеся устойчивые сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
8). Биосферный уровень. Совокупность всех биогеоценозов составляют: биосферу и обуславливают все процессы, протекающие в ней.

Уровни материи в биологии отличаются не столько размерами или уровнями сложности, но главным образом, закономерностями функционирования.