Слайд 1Викторина
«Семейства цветковых растений»
Составила: учитель биологии
МБОУ СОШ № 68 г. Хабаровск
Попова Ольга Витальевна
Слайд 2Задачи урока:
обобщить, углубить и систематизировать знания о систематике растений;
- актуализировать и углубить знания об особенностях семейств цветковых растений, значении растений в хозяйственной деятельности человека;
-закрепить знания о принадлежности растений к определенным семействам.
Слайд 3ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Представление команд
Каждая команда представляется (название команды). Не оценивается,
названия команд выносятся на доску.
ТУР 1 Разминка
1 правильный
ответ – 1 балл. Отвечает любой из игроков команды. Другие команды ждут своей очереди.
Слайд 4Команда 1.
1.Как называется процесс получения растением органических веществ из углекислого
газа и воды при помощи энергии света?
2.Какую часть цветка
образуют чашелистики?
3.Что образуется внутри тычинок?
4.Что образуется из завязи после оплодотворения?
Фотосинтез
Чашечку
Пыльца
Плод
Слайд 5Команда 2.
1.Что придает растениям зеленый цвет?
2.Какая основная функция листа?
3.Какая
зона корня самая длинная?
4.Как называется корень, образующийся из зародышевого корешка?
Хлорофилл, хлоропласты
Фотосинтез.
Зона проведения
Главный.
Слайд 6 ТУР 2 Загадки
Команды по очереди отгадывают загадки.
Называют растение
(1 балл) и семейство (1 балл), к
которому оно относится. Итого, за каждую правильно отгаданную загадку, команда может получить 2 балла.
Слайд 7Загадка 1.
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
Репейник,
Сложноцветные
?
Слайд 8Загадка 2.
У извилистой дорожки
Растет солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко –
Будет
горстка зернышек
Подсолнечник,
Сложноцветные
?
Слайд 9Загадка 3.
Шариком пушистым
Белею в поле чистом.
Дунул ветерок –
Остался стебелек.
Одуванчик,
Сложноцветные
?
Слайд 10Загадка 4.
Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,
Целый день на животе
нежится на грядке.
Капуста, Крестоцветные
?
Слайд 11Загадка 5.
На троне
В зеленой короне
Царь сидит на припеке
И лоснятся от
важности красные щеки.
Ветер поднялся,
Трон зашатался,
Царь удивился,
С трона свалился
Томат, Пасленовые
?
Слайд 12Загадка 6.
Она на клумбе расцвела
И вскоре названа была
Королевой красоты.
Эту «мисс»
не знаешь ты?
Роза, Розоцветные
?
Слайд 13Загадка 7.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы
эти
Дети, птицы и медведи.
Поцарапаешь все руки,
И порвешь колючкой брюки,
Пока ягод
наберешь,
И варенье запасешь.
Малина, Розоцветные
?
Слайд 14Загадка 8.
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
Горох,
Бобовые
?
Слайд 15Загадка 9.
Весь из золота отлит, на соломинке стоит.
Золотист он и
усат,
В ста карманах сто ребят.
Я загадку загадаю,
зерно в поле закопаю;
как
год пройдет; калач взойдет
Пшеница, Злаки
?
Слайд 16Загадка 10.
Появились бубенчики –
белые горошки.
Распустились колокольчики на зелёной ножке.
Ландыш,
Лилейные
?
Слайд 17Загадка 11.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Лук, Лилейные
?
Слайд 18Загадка 12.
Эта ягода на юге
На бахче у нас живёт.
И всегда
в тельняшке «ходит».
Кто её мне назовёт?
Арбуз,Тыквенные
?
Слайд 19 ТУР 3 Щи да каша –
пища наша
На Руси одним из самых традиционных блюд
была каша.
Так уж получилось, что на землях, где жили наши далекие предки не росли картофель и помидоры. Зато много было дикой пшеницы – полбы.
Помните работника Балду – он питался вареной
полбою, вот и был он здоровым и сильным.
А про тех, кто не может с работой справляться,
говорят: “мало каши ел”. Есть еще одна пословица: «Заварил кашу!» – говорят, когда кто-то долго
не может справиться с делом.
Слайд 20
Напишите названия растений, из которых варятся:
Рисовая каша
Манная каша
Ячневая каша
Геркулесовая каша
Мамалыга
1
правильный ответ – 1 балл.
рис
из зёрен пшеницы
дроблёный ячмень.
овёс
кукуруза
Слайд 21ТУР 4 «НАЙДИ ОШИБКУ»
Каждая команда получает карточку с систематическим
положением растений, в ней содержатся ошибки, найдите эти ошибки и
исправьте их, время ограничено – 1 минута.
За каждую найденную ошибку вам присуждается 1 балл.
Слайд 22ЦАРСТВО: РАСТЕНИЯ
ТИП: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
КЛАСС:
ВИД: ШИПОВНИК КОРИЧНЫЙ
ТУР 4 «НАЙДИ
ОШИБКУ»
1 КОМАНДА
ДВУДОЛЬНЫЕ
ОДНОДОЛЬНЫЕ
СЕМЕЙСТВО: РОЗОЦВЕТНЫЕ
РОД: ШИПОВНИК
СЕМЕЙСТВО: РОЗОЦВЕТНЫЕ
РОД: ШИПОВНИК
Слайд 232 КОМАНДА
ЦАРСТВО: РАСТЕНИЯ
КЛАСС: ОДНОДОЛЬНЫЕ
СЕМЕЙСТВО:ЛИЛЕЙНЫЕ
ТИП: ГОЛОСЕМЕННЫЕ
РОД: ТЮЛЬПАН ЛЕСНОЙ
ВИД:ТЮЛЬПАН
ТИП: ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
РОД: ТЮЛЬПАН
ВИД:ТЮЛЬПАН
ЛЕСНОЙ
Слайд 24ТУР 5 «УЗНАЙ ПО ФОРМУЛАМ ЦВЕТКА СЕМЕЙСТВО»
Каждая команда получает карточку,
на которой находятся формулы цветков, определите семейства растений, которые имеют
такие формулы цветков. На это задание вам отводится 1 минута.
За каждый правильный ответ вам присуждается 1 балл. ( максимум 6 баллов)
Слайд 25ТУР 5 «УЗНАЙ ПО ФОРМУЛАМ ЦВЕТКА СЕМЕЙСТВО»
*Ч4Л4Т4+2П1
*Ч(5)Л(5)Т5П1
↑ О2+2Т3П1
*Ч0Л(5)Т(5)П1
*Ч5Л5Т∞П∞
↑Ч(5)Л1+2+(2)Т9П1
крестоцветные
пасленовые
злаковые
сложноцветные
розоцветные
бобовые
Слайд 26ТУР 6 «третий лишний»
1.Команды отвечают по очереди.
Необходимо найти из предложенного
- лишнее , не принадлежащее к данному семейству.
2.Назвать
семейство представленное на слайде.
Называют « лишнее» (1 балл) и семейство (1 балл).
Итого команда получает 2 балла.
Слайд 27ТУР 6 «третий лишний»
Дурман обыкновенный
Горох посевной
Паслён чёрный
семейство пасленовые
Слайд 28
ТУР 6 «третий лишний»
Формула Ч4 Л4 Т 4+2 П1
Плод стручок
Плод
ягода
Семейство Крестоцветные
Слайд 29
ТУР 6 «третий лишний»
Плод костянка
Плод ягода
Плод многоорешек
семейство
розоцветные
Слайд 30
ТУР 6 «третий лишний»
Плод боб
Клубеньковые бактерии
семейство Бобовые
Формула цветка
Слайд 31ТУР 7 «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ» Условия: 1 представитель от команды за
короткое время должны ответить на 10 вопросов. Оценка: 1 балл за
вопрос
Слайд 32
1 КОМАНДА
1.К какому семейству относится картофель?
2.Сколько тычинок у розы?
3.Как называется плод у вишни?
4.Какое соцветие у ромашки?
5.Какое
жилкование листа у пшеницы?
(паслёновые)
(много)
(костянка)
(корзинка)
(параллельное)
Слайд 336.Из какого растения получают масло?
7.Какое лакомство из картофеля любят
дети во всём мире?
8.Без какого простого агротехнического приёма невозможно
вырастить картофель?
9.Каким способом опыляются цветы подсолнечника?
10.Какой плод у малины?
(подсолнечник)
(чипсы)
(окучивание)
(насекомыми)
(многокостянка)
Слайд 342 команда
1.Какой континент является родиной картофеля?
2.Как называется плод у
гороха?
3.Какое жилкование у листьев ландыша?
4.Помидор – овощ или
фрукт?
5.Сколько лепестков в цветке вишни?
(Ю. Америка)
(боб)
(дуговое)
(овощ)
(пять)
Слайд 35
6.Как называется плод у капусты?
7.Какое насекомое – главный враг
картофеля?
8.Как называются подземные побеги картофеля?
9.Какое соцветие у ландыша?
10.Какая корневая система у злаков?
(стручок)
(колорадский жук)
(столоны)
(кисть)
(мочковатая)