Слайд 1
Лангепасское городское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Проект
Выявление наличия
тяжелых металлов в почве города Лангепаса и его окрестностей
Авторы -Асаинов
Мади, Чухманов Михаил,
ЛГ МАОУ «СОШ №5», 9 а класс
Научный руководитель –Верменко Г.Е.,
ЛГ МАОУ «СОШ №5», учитель биологии
город Лангепас, 2019
Слайд 2Актуальность исследования
Почвы живут и развиваются многие века и даже
тысячелетия. Но в их неспешную жизнь властно вмешался человек. Интенсивная
эксплуатация почв вынуждает их жить в непрерывном ускоренном режиме, с которым они часто не могут справиться
Актуальность рассматриваемой нами темы заключается в том, что ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и той великой экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы.
Через почвенный покров суши идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, и всеми живущими в ней организмами.
Проблема загрязнения окружающей среды является одной из главных проблем современности.
Слайд 3Виды загрязнения почвы
В настоящее время в биосферу поступает свыше 500
тыс. разновидностей химических веществ – продуктов хозяйственной деятельности человека, большая
часть которых накапливается в почве.
Среди загрязнителей значительное место занимают тяжелые металлы. Тяжелые металлы – группа химических элементов, имеющих плотность 5 г/см3, с относительной массой более 40. Они включают в себя более 40 элементов периодической системы Д.И. Менделеева: свинец (Pb), цинк (Zn), кадмий (Cd), ртуть (Hg), молибден (Mo), марганец (Mn), никель (Ni), олово (Sn), кобальт (Co), медь (Cu) и др.
Возрастающие масштабы антропогенной деятельности обусловливают необходимость учёта и прогнозирования изменений в окружающей среде и оценке возможного устойчивого развития.
Слайд 4Гипотеза проекта
Город Лангепас находится в зоне активных промышленных разработок. Они
связаны с добычей полезных ископаемых именно скрытых в почве.
Лангепас город активного строительства зданий, дорог.
Отходы закапываются в землю, в окрестностях существует много несанкционированных свалок.
Гипотеза проекта.
Почвы города Лангепаса содержат загрязнения, и зачастую ими могут быть опасные для человека и природных экосистем - тяжелые металлы.
Слайд 5
Цель: Изучить почвы города Лангепаса на содержание в них тяжелых
металлов, спланировать природоохранные мероприятия.
Задачи:
1.Из различных информационных источников получить сведения
о почве, ее значении для природных экосистем и возможных источниках загрязнения тяжелыми металлами.
2. Изучить методики отбора проб почв и их анализа на выявление наличия тяжелых металлов.
3.Охарактеризовать последствия загрязнений почвы тяжелыми металлами и спланировать природоохранные мероприятия.
Предмет исследования – состояние почвы лесопарковой зоны города Лангепаса.
Объект исследования – загрязнение почв города Лангепаса тяжелыми металлами.
Слайд 6Методики исследования
1.Информационный анализ.
2.Методика отбора обьедененной пробы почв методом конверта
на пробных площадках .
3.Приготовление кислотной вытяжки почвенных проб.
4.Определение кислотности
почвы и наличия тяжелых металлов в почве. Качественное обнаружение ионов железа, свинца, меди.
Для проведения химического анализа мы отбирали почву методом конверта с глубины 10 см, так как именно в верхнем ее горизонте накапливаются тяжелые металлы.
Слайд 7План карта исследуемых участков
Уч. №1
Уч. №2
Уч. №3
Уч.№4
Слайд 8Библиография
1).Ашихминой Т.Я.. «Школьный экологический мониторинг». Учебно-методичекое пособие / Под ред.
Ашихминой Т.Я.-М.: АГАР, 2012.-385с., ил.
2)Алексеев С.В., Груздева Н.В.. «Практикум
по экологии». Учебное пособие. Издательство: Москва, АО МДС, 2016. – 138 с., ил.
3)Высоцкая М. В.. «Экология. Элективные курсы». 9 класс/ авт.-сост. Высоцкая М.В. – Волгоград: Учитель, 2012. - 127с. Из данного пособия нами были взяты методики для обнаружения тяжелых металлов в почве. (стр.3-12).
4) Иванова Н.А., Сторчак Т.В.. «Практикум по экологии для 5-8 классов». Издательство Уральского университета, 2012.
5)Коробейникова Л.А. «Комплексная экологическая практика школьников и студентов». Учебно-методическое пособие. Издательство: Санкт-Петербург, 2014.
6)Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б, Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы. Практическое руководство./под редакцией к.х.н. Муравьева А.Г. Изд.2 е, перераб. И дополн.- СПб.: «Крисмас+», 2014- 135с., ил.
7) Муравьев А.Г.. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. Издательство: «Крисмас+» Санкт-Петербург,2014с., ил.
Слайд 9Результат. Значение оценки состояния почвы
Проблемы рационального использования почв, земель во
многих отношениях являются ключевыми и в современной жизни
Необходимость учета и
прогнозирования изменений в окружающей среде, оценки возможностей устойчивого развития, и почва в значительной мере определяет ресурсный потенциал биосферы для потребления будущими поколениями людей.
Последствия ухудшения состояния почв уже выражаются в целом ряде глобальных, региональных и местных экологических проблем, связанных с состоянием атмосферы, гидросферы, биоразнообразия, здоровья людей и
Слайд 10Развитие представлений о почве
Представления о почве сформировались на рубеже
XIX-XX веков, и большую роль в этом сыграло развитие почвоведения-
науки о происхождении и развитии почв.
Основателем почвоведения, как самостоятельной естественно исторической науки является русский ученый, профессор В. В. Докучаев.
Важнейшим свойством почвы является ее плодородие, т.е способность обеспечивать рост и развитие растений. Это свойство почвы представляет исключительную ценность для жизни всех живущих на суше организмов, том числе и для человека.
Слайд 11Загрязнение почв
В результате загрязнений почв снижается плодородие почвы, а
сама почва может стать губительной средой для существующих в ней
(и находящихся в контакте с ней) организмов.
Загрязнение почв сопровождается распространением загрязнений в другие среды и объекты окружающей среды - живой и косной природы.
Большой “вклад” в загрязнение окружающей среды вносят различные отрасли промышленности.
Слайд 12pH почвенной вытяжки на всех пробных площадках (использовали солевую вытяжку)
Слайд 13Обнаружение тяжелых металлов (ионов меди)
Из данной таблицы следует, что на
первой и третьей пробной площадке участке медь обнаружена. На третьей
и четвертой пробной площадке ионы меди не обнаружены.
Слайд 14Обнаружение тяжелых металлов в почве(ионы свинца)
Из данной таблицы следует, что
на участках№1 и № 4 ионы свинца
в почве не
обнаружены. На участке №2 и №3 обнаружены.
Слайд 15Обнаружение тяжелых металлов в почве(ионы железа).
Из данной таблицы следует,
что на участках №1, № 2 и №3 обнаружены ионы
железа, на участке №4 не обнаружено.
Слайд 16Выводы
В пробах почвы, взятой в центре города, было установлено содержание
ионов железа и свинца.
Изучив направление ветра в течение недели
мы обнаружили, что чаще всего дует северо-западный ветер, следовательно, дым с котельной направлен в сторону города.
Можно, также предположить, что повышенное содержание ионов железа и свинца – результат большого количества легковых автомобилей во дворе.
Схема розы ветров, Лангепас, сентябрь 2019
Слайд 17Предложения и планы на будущее.
Методы биоиндикации, методы химического анализа для
определения состояния природных сред родного города Лангепаса нами используются не
первый год.
Мы изучаем и опыт учеников других городов нашего округа.
Планируем выполнить сводный мониторинг состояния воды, воздуха, почвы. Изучить динамику наличия тяжелых металлов в почве города Лангепаса.
Изготовить информационный бюллетень о наличии тяжелых металлов в почве города Лангепаса и возможных источниках загрязнения.
Планируем разработать акцию по уборке территории лесопарка города.
В будущем проекте изучим почву на данных участках на определение содержания в ней гумуса.
Проведем оценку биологической активности почв по почвенным микроорганизмам.
Освоим методики геоботанической биоиндикации почв.
Проверить загрязненность почвы и воздуха по снеговому покрову.
Найти способы восстановления плодородия почвы
Мы выступили с данным проектом на уроках биологии, химии, географии