Разделы презентаций


Адаптация к школьному обучению детей с ЗПР

Содержание

Содержание:Введение.Понятие школьной адаптации.Дезадаптация.Понятие термина ЗПР.Особенности детей с ЗПР.Трудности, присущие детям с ЗПР при поступлении в школу.Особые условия для особенных детей.Рекомендации педагогам.Заключение.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Дисциплина : «Психология, развитие и возрастная психология. Гигиена , физиология

ЦНС»
Тема : «Адаптация к школьному обучению детей с ЗПР.»

Выполнила :
Потапова Н.В.
учитель начальных классов
г.Воркута 2016г.
Дисциплина : «Психология, развитие и возрастная психология. Гигиена , физиология ЦНС»Тема : «Адаптация к школьному обучению детей

Слайд 2Содержание:
Введение.
Понятие школьной адаптации.
Дезадаптация.
Понятие термина ЗПР.
Особенности детей с ЗПР.
Трудности, присущие детям

с ЗПР при поступлении в школу.
Особые условия для особенных детей.
Рекомендации

педагогам.
Заключение.
Содержание:Введение.Понятие школьной адаптации.Дезадаптация.Понятие термина ЗПР.Особенности детей с ЗПР.Трудности, присущие детям с ЗПР при поступлении в школу.Особые условия

Слайд 3Первый раз в первый класс.
Начало обучения в школе – один

из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Школа – это

совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки. Ребёнку необходимо определённое количество времени для адаптации в новой, непривычной для него среде.
В связи с этим каждый ребёнок испытывает определённые трудности. И особенно тяжело приходится детям с задержкой психического развития (ЗПР).
Чем же это обусловлено? Для начала давайте определим, что такое школьная адаптация.
Первый раз в первый класс.Начало обучения в школе – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка.

Слайд 4Школьная адаптация -процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка

при переходе к систематическому, организованному школьному обучению. Успешность такой перестройки,

с психологической точки зрения, зависит от уровня развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы, сформированности коммуникативных навыков и т.д. Незрелость какой-либо из указанных сфер может привести к той или иной форме дезадаптации .
Школьная адаптация -процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому, организованному школьному обучению.

Слайд 5Дезадаптация - нарушение адаптационного процесса к школе. Она может проявляться

в виде: - несформированности элементов учебной деятельности; - несформированности и мотивации

учения; -неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности; -неумения приспособиться к темпу школьной жизни.
Дезадаптация - нарушение адаптационного процесса к школе.  Она может проявляться в виде:  - несформированности элементов

Слайд 6А теперь давайте вспомним, что же такое ЗПР (задержка психического

развития):
У.В. Ульенкова, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко и др. авторы определяют

задержку психического развития (ЗПР) – как особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального развития ребенка. Она может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка, соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы.
А теперь давайте вспомним, что же такое ЗПР (задержка психического развития):У.В. Ульенкова, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко и

Слайд 7Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей.

Они не обнаруживают готовности к школьному обучению, у них нет

нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний, в связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения, они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности.
Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению,

Слайд 8Для детей с задержкой психического развития также характерна несформированность общей

способности к учению, что лежит в основе снижения обучаемости и

определяет проблемы школьного обучения. Дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).
Для детей с задержкой психического развития также характерна несформированность общей способности к учению, что лежит в основе

Слайд 9Так же у всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки

памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и

произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Но при правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Так же у всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов

Слайд 10Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из

них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе

овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Имеющиеся в словаре понятия часто неполноценны — сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей.
Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к

Слайд 11Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу

они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра.

У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы — страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей

Слайд 12Трудности, присущие детям с ЗПР при поступлении в школу:
• Как

правило, ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического

развития (т. е. ребенок не достигает «школьной зрелости»);
• Не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика — в школе он будет играть, а не учиться;
• Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;
• Не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности. При выполнении заданий учебного типа ребенок не проявляет к ним интереса, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность.
. Особые проблемы касаются саморегуляции и самоконтроля. Ребенок не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.

Трудности, присущие детям с ЗПР при поступлении в школу:• Как правило, ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень

Слайд 13 Таким образом, у детей с ЗПР существуют предпосылки для

дезадаптации к школьной жизни. Поэтому, таким детям необходимы особые условия

в обучении. Адаптация к школе детей с ЗПР массово происходит только при обучении их по адекватной их возможностям образовательной программе, а именно специальной (коррекционной) программе VII вида. Напротив, обучение детей с ЗПР по программам массовых общеобразовательных школ, в особенности «Школа 2100» и «Школа XXI век», приводит уже на первом году обучения к «запуску» механизмов школьной дезадаптации. Ребёнок не только не способен освоить данную учебную программу, у него могут наблюдаться нарушения поведения и восприятие ребенком с ЗПР себя как «неудачника». .
Таким образом, у детей с ЗПР существуют предпосылки для дезадаптации к школьной жизни. Поэтому, таким детям

Слайд 14 Нарушения школьной адаптации связаны и с недостаточным пониманием психологических

особенностей этой категории детей учителями общеобразовательных школ. При посещении ребенком

специализированного школьного учреждения, при проведении коррекционно-развивающих занятий, а также занятий с психологом,дефектологом у детей с ЗПР адаптация будет протекать намного легче.
Нарушения школьной адаптации связаны и с недостаточным пониманием психологических особенностей этой категории детей учителями общеобразовательных

Слайд 15Проблемы детей с задержкой психического развития предполагают четкое понимание того,

что главным в социально – психологической адаптации к условиям обучения

должны стать специально разработанные  программы обучения  и воспитания, а также программы, направленные на построение взаимоотношений в группе. Именно эти задачи решают педагоги и психологи коррекционных общеобразовательных учреждений.
Проблемы детей с задержкой психического развития предполагают четкое понимание того, что главным в социально – психологической адаптации

Слайд 16
Практический опыт показывает, что большинство детей с задержкой психического развития

могут стать успевающими учениками специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Многие из

таких ребят впоследствии могут вполне успешно обучаться и в обычных общеобразовательных школах.
При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка не всегда являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Практический опыт показывает, что большинство детей с задержкой психического развития могут стать успевающими учениками специальных (коррекционных)

Слайд 17
Огромную помощь таким детям также оказывают психологи и дефектологи. Они

проводят коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка к учебе.
Родителям, в

свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей, но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту). Как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. При оказании помощи со стороны специалистов и поддержке родителей дети с ЗПР легче адаптируются.
 
Огромную помощь таким детям также оказывают психологи и дефектологи. Они проводят коррекционно-развивающие занятия для адаптации ребенка

Слайд 18Педагоги, в свою очередь, должны помнить ,что от отношения учителя

к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во

многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель — ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче — дать детям знания.
Педагоги, в свою очередь, должны помнить ,что от отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации

Слайд 19Рекомендации педагогам:
1.Необходимо соблюдение охранительного режима при обучении детей с ЗПР,

что будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде

всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий.
2.Для того чтобы ребенок с ЗПР приспособился к обучению в школе, ему нужно оказывать поддержку. В процессе урока использовать разные виды работ, разнообразные формы уроков, разнообразный красочный наглядный материал. Самая главная цель учителя — заинтересовать детей, чтобы у них возникла мотивация к обучению.
3.Крайне важен высокий профессиональный уровень педагогов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.
Рекомендации педагогам: 1.Необходимо соблюдение охранительного режима при обучении детей с ЗПР, что будет способствовать сохранению здоровья учащихся.

Слайд 20
4.Следует помнить, что типы ведущей деятельности у детей с ЗПР

сменяются с некоторым отставанием от их нормально развивающихся сверстников, поэтому

планируя уроки, следует в учебный материал включать задания в игровой форме.
5.На занятиях необходимо проводить различные игры, на которых развиваются у ребенка такие мыслительные процессы, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать.
6.Необходимо проводить мероприятия по развитию сенсорной и моторной сферы. Развитие тонкой моторики, умение производить точные движения кистью и пальцами рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Стимуляция сенсорного развития очень важна в целях формирования творческих способностей детей.
7.Необходимо обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, важно проводить с детьми младшего школьного возраста с ЗПР релаксационные игры.
8.Для повышения уровня самооценки необходимо предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе).
9.Необходимо обучить родителей детей с ЗПР, как и чему учить ребенка дома. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

4.Следует помнить, что типы ведущей деятельности у детей с ЗПР сменяются с некоторым отставанием от их

Слайд 21Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что поступление в

школу является огромным стрессом для детей с ЗПР. Дети приходят

в новую сферу жизни, изменяется их основная деятельность. Раньше их основной деятельностью была игра, а теперь — это учебная деятельность. Но для детей с особенностями в развитии основную деятельность занимает игра и в школе. Дети не имеют мотивации к учебе, им сложно приспособиться к новому режиму дня, к определенному расписанию уроков, они быстро утомляются. Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

Заключение:Таким образом, можно сделать вывод о том, что поступление в школу является огромным стрессом для детей с

Слайд 22Ссылки на использованные интернет-ресурсы:
http://geum.ru/doc/work/6630/8-ref.html
http://sibsedu.kspu.ru/index.php?id=280&option=content&task=view
http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/2067-adapt
http://www.schoolpsiholog.ru/2013/05/blog-post_9335.html
http://pandia.ru/text/77/470/9936.php

Ссылки на использованные интернет-ресурсы: http://geum.ru/doc/work/6630/8-ref.htmlhttp://sibsedu.kspu.ru/index.php?id=280&option=content&task=viewhttp://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/2067-adapthttp://www.schoolpsiholog.ru/2013/05/blog-post_9335.htmlhttp://pandia.ru/text/77/470/9936.php

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика