Слайд 1Материал по ознакомлению дошкольников
с родным краем (Южный Урал)
«Ознакомление детей
с традициями и обычаями башкирского народа»
воспитатель МДОАУ – д/с №
46 г. Орска
Манженко Т.Н.
Слайд 2Задачи:
1. Воспитать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания
об истории, достопримечательностях и экологии родного края.
2. Прививать любовь к
родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.
3. Развить интерес и стремление узнать новое о социальной действительности и окружающих людях.
4. Воспитывать уважение к культурно- историческим ценностям другого народа.
5. Развить познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, традициях, истории своей страны.
Слайд 3Беседа с детьми по теме Южный Урал - наша
Родина.
Цель: Рассказать, что мы живём на Южном Урале, в самом
центре России.
История жизни человека на Южном Урале.
Цель: Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми.
Человек и мир вокруг.
Цель: Познакомить детей с понятиями живая и не живая природа. Познакомить детей с образными выражениями о природе.
Труд человека на Южном Урале.
Цель: Познакомить детей с понятиями “кочевой народ”, “осёдлый народ” с кочевыми и осёдлыми традициями народов Южного Урала.
Слайд 4«Коренные жители Урала»
1. Закрепить знания детей о том, что на
Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские. Коренные жители
Урала – башкиры.
2. Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).
3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.
Слайд 5Башкирское жилище
1. Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с
особенностями жилища:
устройство юрты;
особенности интерьера (две половины: мужская, женская);
специфическое оформление юрты
и двух половин жилья.
2. Закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения.
3. Развивать инициативу, самостоятельность.
4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.
Слайд 6Национальная башкирская одежда
1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды.
2. Развивать умение подбирать
цвета и составлять узоры национального содержания и колорита.
3. Закреплять знания о
семантике мотивов башкирских узоров.
4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского народа.
Слайд 7Башкирская кухня
1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской семьи.
2. Расширить
знания об особенностях национальной кухни.
3. Воспитывать внимание, интерес детей к
традициям башкирского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком (кумыс)
Итог. Праздник «Сабантуй»
Цель. «Приобщение детей к культуре башкирского народа»
Слайд 8Башкирские народные сказки.
Цель: Познакомить детей со сказками башкирского народа.
Пословицы
и поговорки.
Цель: Познакомить детей с башкирскими пословицами и поговорками. Помочь
понять значение пословиц в жизни человека - они учат, помогают жить. Если не знаешь, как поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет.
Слайд 9Религия народов Южного Урала.
Древние святилища Южного Урала.
Цель: Познакомить детей с
тем, что люди начали верить в существование духов и богов,
добрых и злых сил ещё в те далёкие времена, когда они впервые попытались осмыслить окружающий их мир. Помочь понять детям, что в древности люди верили в то, что некоторые объекты природы, например горы или родники, являются священными. Со временем они стали сами создавать святые места – для хранения святынь или для богослужений, например храмы или церкви, а также монастыри, где монахи могли жить в тишине и покое.
Слайд 10Религиозные здания.
Мечеть.
Цель: Рассказать детям, что если на шпиле укреплено изображение
узенького полумесяца. В них поклоняются богу люди, исповедующие другую религию
- ислам. Они называют себя мусульманами, а бога - Аллах. Мусульмане верят в существование только одного Бога-Аллаха и его пророка-Мухаммеда. Они молятся пять раз в день, повернувшись в сторону Мекки: утром, после полудня, в середине дня, после захода солнца и перед сном.
Слайд 11Мероприятия:
Беседа «Многонациональный Урал».
Чтение легенд: «Происхождение башкир», »откуда взялись медведи», «большая
медведица», «девушка и месяц».
чтение башкирских сказок, пословиц, поговорок.
Рассматривание карты, определение
региона Башкирии.
Игры башкирские: «Медный пень», «юрта», «палка -кидалка», «липкие пеньки», «стрелок».
Просмотр мультфильма из серии: «Гора самоцветов» башкирской народной сказки «Толкование сновидений».
Прослушивание башкирских мелодий.
Познавательное занятие «Башкирское народное жилище»
Рисование «Юрта»
Лепка «»Мой любимый сказочный герой»
Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.
Свободное рисование.
Познавательное занятие «Одежда башкирского народа»
Рисование «Башкирский национальный костюм»
Аппликация «Сапожки – ичиги»
Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»
Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан)
Лепка: «Башкирское угощение»
Слайд 12Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал»
познавательная игра
«Что? Где? Когда?» - дети показали свои знания о природе
Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма.
Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческие способности. Мы очень надеемся, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.