Слайд 1
Cамоуправление
в младших классах
Слайд 2Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива
(Педагогический словарь)
Ученическое самоуправление
– привлечение детей к управлению делами класса, школы
(Н.К. Крупская)
Слайд 3Важно определиться
На мой взгляд специфика самоуправления в
начальной школе в том, что нам
необходимо, в первую очередь, научить
детей самому сложному и самому важному
умению, а именно, умению управлять собой, т.е. «самоуправляться», даже когда
рядом нет учителя.
Слайд 4
Пробуем «самоуправляться»
на переменах
Девчонки соревнуются!
2
У нас в классе своя школа!
Слайд 7Целевые ориентиры ученического самоуправления в младших классах:
Содействие развитию ребенка.
Формирование детского коллектива как команды.
Формирование у учащихся готовности к
выполнению различных поручений, т.е. выполнять систему социальных ролей.
Слайд 8
Содействие развитию ребенка:
Развитие творческого потенциала детей
Стимулирование саморазвития.
Планомерное развитие склонностей, способностей
и талантов детей.
Развитие инициативы и активности.
Развитие самостоятельности.
Слайд 9 Первые сочинялки-поздравлялки
Слайд 14
Формирование детского коллектива как команды:
Воспитание уважения к мнению других.
Формирование основ
взаимодействия.
Обучение навыкам общения и слушания.
Воспитание чувства ответственности за свои поступки
и поступки своих товарищей.
Приобщение к коллективной творческой деятельности.
Побуждение к осознанному применению навыков культуры поведения при взаимодействии.
Формирование умений побеждать и проигрывать.
Слайд 15Я люблю ходить вдвоём…
На каждом уроке, на
каждой переменке, при каждом удобном случае показывать и доказывать как
удобно, выгодно, приятно и
здорово быть вместе, чувствовать поддержку и понимание друзей, вместе
радоваться первым успехам, переживать
первые неудачи и первые победы.
(Интерактивное упражнение «Чашечки»)
Слайд 18
Формирование у учащихся готовности к выполнению различных поручений:
Побуждение к самостоятельному
выбору видов и способов деятельности.
Побуждение к участию в подготовке дел.
Привлечение
к анализу дел.
Развитие стремления к достижению ступеней роста.
Побуждение к выполнению поручений.
Развитие адекватной самооценки
Слайд 19Не надо торопиться
Распределение поручений в первом классе не
стоит проводить в спешке, этот процесс, на мой взгляд, может
спокойно развиваться в течение всей первой школьной осени.
Именно развиваться! Вместе с тем как будет развиваться творческий потенциал детей. И всё это время задача учителя обнаружить, заметить и обязательно ПОКАЗАТЬ всем ребятам способности и таланты КАЖДОГО! Один лучше всех рисует, другой отлично сочиняет, третий декламирует…
Слайд 20Как это делаем мы
Безусловно на ранних
стадиях формирования детского коллектива в распределении поручений активно (но очень
осторожно) участвует учитель. Его роль заключается в правильном определении критериев выбора той или иной «должности». Дети ещё мало знают друг друга, но их склонности, таланты учитель может заметить и должен правильно направить уже а первом полугодии.
Слайд 21Выбор старосты
Так, например, классный
час в 1 классе,
распределяем поручения.
Быть старостой
(ещё пока) желает быть, практически, каждый.
Начинаем «писать» портрет нашего будущего лидера и выясняем, что кроме всего прочего он должен уметь ВЕСТИ ЗА СОБОЙ, учитывая мнение КАЖДОГО! А ребята обязаны уважать его решения и доверять своему лидеру! Желающих становится чуть меньше, и это радует: мы учимся думать и правильно оценивать свои силы и возможности.
Староста
_________________
Помощник учителя ________________________
Знайка
проверяет готовность к уроку ________________________
помогает в учебе ________________________
Трудовичок
контролирует дежурных _________________________
организует трудовые десанты _________________________
Цветоводик __________________
ухаживает за цветами _________________________
Затейник __________________
помогает в проведении _________________________
конкурсов и праздников, игр _________________________
Книжник
проверяет учебники _________________________
помогает библиотекарю _________________________
Спортивчик
организует игры на переменах _________________________
проводит физминутки _________________________
Чистюлька
следит за чистотой в классе _________________________
проверяет внешний вид _________________________
Поварята
делают заказ, следят за _____________________________
чистотой тарелок _____________________________
Художник ___________________
оформление газет, открыток ___________________
Слайд 23Идём дальше…
Каждую должность, каждое поручение активно и
очень ответственно обсуждаем.
Ну, допустим, выбираем затейников.
Кто может с этой работой справиться?
А кто это уже делал, и у него получалось?
А у кого это получается лучше всех?
«Кандидатам» можно предложить организовать ту или иную игру, и наглядно убедиться, кто детям по душе, кого они с интересом слушают, за кем идут.
Слайд 24Первые попытки самоуправления: организация «затейниками» ролевых игр
Слайд 25Когда все игры надоели, организовали распродажу!
Слайд 27
ЦЕЛЬ: привлечь младших школьников к ученическому самоуправлению.
ЗАДАЧА: помочь самореализоваться личности
в процессе совместной деятельности детей и взрослых.
Слайд 28
Этап
подражания
Этап
частичной
самостоятельности
Этап
более полной самостоятельности
Само-
управ –
ление
«Лестница» развития ученического самоуправления в
младших классах
Слайд 29
Этап подражания (1-2 класс)-
дети действуют по готовому образцу с помощью
взрослых, копируя их действия
Слайд 33Урок математики в 1 классе.
Пусть учитель отдохнёт, он ведь тоже
устаёт!
Слайд 36Этап частичной самостоятельности (2-3 класс)-
дети в состоянии выполнить самостоятельно часть
работы, могут сами находить некоторые способы их осуществления.
Слайд 42
Этап более полной самостоятельности (3-4 класс)-
дети выполняют определенную работу самостоятельно
в повторяющихся ситуациях
Слайд 44Нам не надо няни, делаем всё сами!
Слайд 45Подросли учителя и стали строже…
Слайд 48 Выпускной! Сегодня учитель … зритель
Слайд 49
Делай, как я!
Делай, как
большинство из нас!
Делай лучше нас!