Слайд 1Детская одарённость:
психолого-педагогические
особенности развития
одарённых детей в ДОУ.
Слайд 2«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Нормативно-правовая база:
Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г.;
Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ от 17 октября 2013 г. № 1155
Слайд 5- индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения
определенных видов деятельности.
- это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность выполнения
определенной деятельности.
- выдающиеся способности в какой-либо области.
Слайд 6Одаренный ребенок
- тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями в том или ином виде деятельности.
Слайд 7Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются
в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне
наблюдения за характером его действий.
Слайд 8Статистика:
Примерно пятая часть дошкольников может
быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены
необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.
Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями - 15-16%, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
Слайд 9Типичные черты одаренных детей
- на занятиях все легко и быстро
схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о
которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Слайд 10Проблемы
одаренных детей
Ниже даны личностные и деловые качества, которые педагог
встречает у своих воспитанников. Предлагаю отметить знаком + те качества,
которые вам нравятся в воспитанниках, а знаком - то, что не нравится:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на занятиях с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий.
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
Надеюсь, для многих из вас не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. Правда, одаренных особым образом - творчески. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание и для обладателей этого Дара, и для учителей и родителей.
Слайд 11
Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”
Общая, или интеллектуальная
Специальная
Слайд 12 Явная одарённость проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и
отчетливо (как бы “сама по себе”), в том числе и
при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
Скрытая одарённость проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Виды одарённости по критерию «форма проявления»
Слайд 14Категории
одаренных детей
I категория – дети с высоким показателем по
уровню общей одаренности.
II категория – «академическая одаренность».
III категория- дети, достигших
успехов в каких либо областях деятельности (музыканты, художники, спортсмены, математики).
Слайд 15Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап. Первоначальное выделение детей для
дальнейшего обследования.
2 этап - представляет собой прохождение трех модулей:
Работа
с детьми – уточнение выявленной одаренности ребенка, проведение комплексного психолого-педагогического обследования
Работа с педагогами – повышение профессионального мастерства с целью правильной организации работы с одаренным ребенком.
Работа с родителями – помощь родителям в воспитании одаренного ребенка
3 этап – создание условий для развития одаренного ребенка в ДОУ.
4 этап – мониторинг результатов сопровождения.
Слайд 16В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ