Разделы презентаций


Доклад на тему " Виды творческих заданий на уроках литературного чтения в начальных классах"

Содержание

«Через сказку, фантазию, игру – Через неповторимое детское творчество – Верная дорога к сердцу ребёнка» Владимир Александрович Сухомлинский Что же представляет собой детское творчество, в чём его неповторимость? Что нужно

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Виды творческих заданий на уроках литературы в начальной школе,

их роль в формировании личности ребенка.

Разработала : учитель начальных классов


МБОУ гимназии №11 г.о. Железнодорожный
Московской обл.
Мирсанова Н.А.

Виды творческих заданий на уроках литературы в начальной школе, их роль в формировании личности ребенка.Разработала

Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру – Через неповторимое детское творчество – Верная

дорога к сердцу ребёнка»
Владимир Александрович Сухомлинский

Что же представляет

собой детское творчество, в чём его неповторимость?

Что нужно понимать под творческой деятельностью, какой она бывает?
«Через сказку, фантазию, игру –  Через неповторимое детское творчество – Верная дорога к сердцу ребёнка» Владимир

Слайд 3Творческие работы на уроке:

графическое иллюстрирование;
словесное иллюстрирование;;
творческий пересказ;
прогнозированное чтение;
чтение по ролям;
сочинение

(сочинительство)
драматизация;

Творчество является постоянным спутником детского развития. Литературное творчество

самое характерное для школьного возраста.
Творческие работы на уроке: графическое иллюстрирование;словесное иллюстрирование;;творческий пересказ;прогнозированное чтение;чтение по ролям;сочинение (сочинительство) драматизация; Творчество является постоянным спутником

Слайд 4Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного

на его впечатлениях и переживаниях. Из всех видов познавательных способностей,

участвующих в расширении опыта ребёнка, особая роль принадлежит творческому воображению, которое формируется посредством изобразительной деятельности.

Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:
рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
составление рисованного диафильма;
аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
составление картинного плана.
рисование эпизода, который больше понравился;

В работе над произведением я использую рисование по мотивам прочитанных произведений. В рисунке проявляются свободные ассоциации. Через цвет ребенку легче передать свое отношение к героям, к происходящему событию. Так собирается книга-самоделка. Иллюстрирование одного из эпизодов – это эмоциональный отклик детей, отражающий понимание ими содержания текста и личностное отношение к прочитанному.

Детская изобразительная деятельность способствует формированию довольно сложного опыта ребёнка, основанного на его впечатлениях и переживаниях. Из всех

Слайд 5Мультфильм - это то, что близко ребятам младшего школьного возраста.

И они охотно создают его сами.
Данный вид работы похож на

работу по составлению плана и иллюстрирование. Сначала учащиеся выделяют главные события в тексте (устно или письменно), затем изображают их графически. Использую и другой вариант: изобразить последовательно рисунки и к каждому подписать в 2-3 предложениях главную мысль.
Мультфильм - это то, что близко ребятам младшего школьного возраста. И они охотно создают его сами.Данный вид

Слайд 6Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование,

когда ребенок словами рисует картины к произведению.
Обучение словесному рисованию

лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина
статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не на экране. Словесное рисование
эпизода происходит в следующем порядке:
выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;
 «рисуется» место, где происходит событие;
добавляются необходимые детали;
Часто проводим игру «Ожившая картина». Дети получают задание максимально точно передать позы и мимику персонажей, изображенных
на картине. Представляется несколько «картин», выбирается наиболее удачная.
изображаются действующие лица;
 «раскрашивается» контурный рисунок.
Стараюсь увлечь детей игрой-драматизацией с первых уроков, раскрываю ее секреты на примере русских народных сказок «Колобок»,
«Теремок». Часто использую при работе с первоклассниками «Театр-экспромт». Это такая форма работы, которая не требует специальной
подготовки детей. Обычно я начинаю эту работу со сказки «Репка», так как у ее персонажей нет реплик. Детям раздаются маски героев сказки,
так распределяются роли. Голос за кадром читает сказку, а дети-актеры исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром». Такая форма работы
помогает детям психологически раскрепоститься, почувствовать уверенность в своих силах.
Так работа над иллюстрацией может плавно перейти в словесное рисование, когда ребенок словами рисует картины к произведению.

Слайд 7Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества,

как для создания нового.
Для творческого пересказа подходят все литературные

жанры. Идея творческого пересказа заключается в создании нового на основе оригинального произведения: изменив какое-либо событие, изложенное в прочитанном, или рассказав историю от лица одного из героев, продолжить рассказ своими предположениями о том, что могло произойти дальше или, наоборот, в прошлом и т.д.

Творческий пересказ

-Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы. (Дети составляют рассказ, обращая внимание на их чувства.)
Пример пересказа.  Александра М.
В зале заиграли струны на скрипках и виолончелях. Открылся занавес Наша сцена была залита жёлтым солнцем. Появился дворец. Следуя своей роли, я убегала по лестнице ,потеряла туфельку. Спектакль был прекрасен, подходил к концу. И вдруг что я вижу, ворвавшись в зрительный зал ,влетел Пашка..Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки. Он закружился над сценой, и я заметила, что в клюве у него что-то блестит. Зал зашумел и стих. Я протянула руки,  и он на лету бросил мне в руки тот самый маленький хрустальный букетик, который был украден вороной. Радости моей не было предела, я дрожащими пальцами приколола его к своему платью. Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел. А наш Пашка вспорхнул под купол, сел на люстру и начал чистить растрёпанные в драке перья.

Творческий пересказ наиболее насыщен простором для фантазии ребёнка, для творчества, как для создания нового. Для творческого пересказа

Слайд 8Пересказ сказки по началу или по концу.
Более самостоятельный вид работы.

Дети уже имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории,

им только нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок. Например, Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине» 2 класс УМК «Школа России» придумать историю жизни одной из горошин , М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой» придумать продолжение истории о дружбе кошки и собаки (2 класс УМК «Школа 21в.»). При сочинении возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги.

Прогнозированное чтение.
Чаще всего работа строится на незаконченных произведениях (отрывках), которые предлагаются в учебнике.
Предлагаю детям подумать над продолжением истории. Эта работа может строиться в паре, группе, но находятся и такие ученики, которые хотят выразить своё собственное предположение.
Например, поэтическая сказка П.П. Ершова «Конёк Горбунок» в учебнике дана отрывком, только часть. Ребята настолько заинтересовались продолжением, что прочитали произведение до конца и сходили на концерт-
представление сказки.

Пересказ сказки по началу или по концу.Более самостоятельный вид работы. Дети уже имеют героев сказки, начало или

Слайд 9Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста.

Я применяю общую схему работы по инсценированию:
Анализ произведения (обстановка, образ

героев и их поступков).
Постановка исполнительских задач: Что нужно передать, разыгрывая сценку?
Выбор выразительных средств (как это сделать?).
Пробы (этюды), анализ.
Подведение итогов, его анализ.
Восприятие материала, который предстоит инсценировать.
Заключительный показ, его анализ.
Инсценируя, дети изображают героев с помощью интонации, мимики, позы, жеста. Я применяю общую схему работы по инсценированию:Анализ

Слайд 10Г.Х.Андерсен
«Ель»
Притча « Три дерева»

Г.Х.Андерсен «Ель»Притча « Три дерева»

Слайд 11Одна из форм драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом

эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.
Чтение по ролям

возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Может быть прочитан и отрывок
произведения. Чтение по ролям начинаю вводить еще на уроках обучения грамоте. Часто использую такой прием, когда за одно действующее
лицо читают сразу два ученика, сидящих за одной партой или даже целый ряд. Это позволяет включить в работу на уроке наибольшее количество
учащихся, снимает страх перед чтением, раскрепощает детей. Содержание учебников «Литературное чтение» Климановой Л. Ф. и др. позволяет
систематически проводить работу по освоению чтения по ролям. В учебниках 2 – 4 классов регулярно используются разнообразные задания,
способствующие развитию этого умения. Начиная с 3 класса, можно усложнить прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только
произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения лиц и, если это возможно, жесты героев. Можно использовать
карточки: режиссер, суфлер, актер. Таким образом, я учу детей отражать в мимике, жестах и высказываниях впечатления о героях.
Одна из форм драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации.

Слайд 12
Одним из видов творчества является “стихотворство”. Корней Иванович Чуковский писал:

“в начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом

постепенно начинаем говорить прозой”. Вспомним себя в 3 – 5 лет. Тут и стихи-перевёртыши, и нескладушки, и дразнилки, и детские песенки. Куда же это делось в 6 – 7 лет? Оно есть. Просто об этом нужно вспомнить,
Если мы возьмём учебник , то увидим в нём множество пословиц и поговорок, загадок и считалок, дразнилок и т.д.
А также встретим там задания, например, после ряда предложенных для прочтения и анализа считалок, детям предлагается самим попробовать сочинить считалку.
И вот какие считалочки получились у ребят:
Раз, два, три, четыре Я считаю мух Как увижу сразу Называю вслух Вот одна, а вот другая Ты пойдёшь со мной И ещё кого – нибудь Прихватишь за собой.
Но кроме этого предлагаю ребятам попробовать свои силы и в качестве художников, например, после прочтения дразнилок:
Антошка – картошка, Соломенная ножка
Сам с ноготок, Голова с локоток
Прокоп – укроп Медный лоб Сам с аршин Голова с кувшин
Лешка – лепёшка Голова с лукошко Шапка колышком Ноги брёвнышком

Когда дети почувствуют вкус к сочинительству, когда будут активно участвовать в этих забавных, но очень важных для развития воображения, для закрепления литературоведческих знаний, для развития речи заданиях, у них появится желание и способности придумать произведение со своим сюжетом, своими героями, которые наделены особым характером.

Одним из видов творчества является “стихотворство”. Корней Иванович Чуковский писал: “в начале жизни мы все – стихотворцы,

Слайд 13Приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».
Сочинительство сказок

– это один из эффективных приемов для развития творческих способностей

детей, способствует самовыражению младшего школьника. Работа по творческой переработке ведется на протяжении изучения сказок. «Самое главное – сказку не спугнуть», так сказал Н. Добронравов. Ребенок тянется к сказке, потому что это мир его фантазии, это его первые представления о жизни. Способность верить в чудо, в мечту формируется в детстве. Она помогает нестандартно смотреть на жизненные ситуации, творчески подходить к решению проблем. Слушая и читая сказки, человек накапливает «банк жизненных ситуаций». Творческой работой является объяснение основных сюжетных линий, поступков героев, сравнение с аналогичной сказкой. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделять опорные слова из сказки- Сочинение сказки по опорным словам.
2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:
- Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?
Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?
3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке.
Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.
4. «Выворачивание сказки наизнанку»
Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.
5. Сочинение сказки по началу или по концу.
6. Создание собственной оригинальной сказки

Приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для

Слайд 14Приемы создания собственных текстов:
Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо

письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на

место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.
Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона. Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования. Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.
Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представить ее в сжатом, лаконичном виде.
Прием «Письмо по кругу» предлагает групповую форму работы. Детям нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.
Прием «Написания эссе» - это письменное размышление на заданную тему, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции. Оно выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретной теме, проблеме (раздумья, размышления о жизни, о событиях).
Высказать свое мнение о книге, спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва.


Приемы создания собственных текстов: Прием «Напишите письмо». Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это

Слайд 15- Придумайте историю о другом весеннем цветке от его имени.
Текст

И.С. Соколова-Микитова «Ландыши»
Это кто меня потревожил?!

Мне так сладко спалось!
И цветочек открыл свой голубенький глазок. Всё вокруг белым-бело, тихо. И вдруг, послышался нежный голосок. Из-под снега появилась синенькая шапочка. Наш цветочек удивился и открыл второй глазик, выпрямил ножку, расправил листочки. А за ним много-много других шапочек. И теперь в лесу белое покрывало с голубыми цветочками.
Осийчук Никита
Гончарова Елизавета


Текст Э.Ю. Шима «Ландыш»

Я, мать – и мачеха. У меня жёлтенькие пушистые цветочки. Я, как цыплёнок. А вот листочки у меня особенные, ни у кого таких нет. Если докоснуться до одной стороны, то почувствуешь тепло, как от мамы. А другая сторона холодная – мачеха. Вот так меня и прозвали – мать-и-мачеха.
Захаров Сергей
Пчелинцева Есения

-  Придумайте историю о другом весеннем цветке от его имени. Текст И.С. Соколова-Микитова «Ландыши»

Слайд 16СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ
Благодаря творчеству обогащается эмоциональная жизнь, раскрываются задатки, способности, наклонности

личности.
Дети передают в данной ситуации чувства, мысли, стремления.
Чем глубже впечатление, полученное
от непосредственного восприятия, чем ярче образы воображения, тем острее потребность передать это в своём творчестве


СПАСИБО           ЗА ВНИМАНИЕ Благодаря творчеству обогащается эмоциональная

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика