Слайд 1Коррекционная работа с младшими школьниками по преодолению трудностей в обучении
Любая
деятельность сопряжена с определенными трудностями.
Учебная деятельность обладает объективной сложностью,
т.к. ученик осваивает то, чего раньше не знал, чем не владел
Подготовила: Бойко Г.А.
Слайд 2Преодоление трудностей
Одни школьники преодолевают эти трудности относительно легко,
другие –
только путем мобилизации всех своих ресурсов,
третьи – вообще без
посторонней помощи не способны самостоятельно разрешить возникшие проблемы.
Слайд 3Младший школьник
Испытывает особую остроту данной проблема т.к. только лишь окунается
в атмосферу школьной жизни. Учебная деятельность предъявляет к нему требования,
которые не предъявлялись ранее. Поэтому сталкиваясь с трудностями, не все младшие школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть.
Слайд 4Вывод:
Почти в каждом классе до 10-12 детей так и не
научились, как следует читать и писать, не имеют шансов успешно
окончить школу и получить достойную профессию. И проблема эта не столько педагогическая, но медицинская, психологическая и социальная.
Фактически в ситуации неудачи оказывается не только ребенок, но и педагог и родители.
Слайд 5Уточним определения(синонимы):
-школьные трудности,
-неуспеваемость,
-школьная дезадаптация.
Под школьными трудностями имеют
ввиду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникать у ребенка
с началом школьного обучения, которые приводят к ухудшению здоровья, нарушению адаптации и снижению успеваемости.
Под неуспеваемостью имеют ввиду неудовлетворительные оценки по предмету. Любые школьные трудности приводят к неуспеваемости.
Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, т.е. такого состояния, при котором ученик не может усваивать учебную программу.
Слайд 6Типичные трудности учебной деятельности:
-пропуски букв в письменных работах;
-орфографические ошибки при
хорошем знании правил;
-невнимательность и рассеянность;
-трудности при решении математических задач;
-трудности в
пересказе текста;
-неусидчивость;
-трудности в понимании объяснения учителя с первого раза:
-постоянная грязь в тетради;
-плохое знание таблицы сложения(умножения);
-трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.
Слайд 7Основные причины трудностей в обучении:
-недостаточный уровень развития памяти, восприятия, свойств
внимания, произвольности, мыслительных операций,
-несформированность приемов учебной деятельности, мелкой моторики.
Слайд 8План коррекционной работы со слабоуспевающими ребятами:
1. Помощь ребенку начинаем с
диагностики. Ее цель - выявить основные трудности в обучении школьников,
чтобы точно определить зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.
Слайд 92. Для точности диагностики используем эффективные методы – тестирование, анкетирование,
анализ школьной документации, наблюдение.
3.Диагностику осуществляем в процессе обучения и проводим
систематически
Слайд 10Над чем работать учителю?
-устранение причин трудностей в обучении, которые
определяются особенностями психического развития этих детей;
-восполнение пробелов предшествующего обучения.
Где и
как работать учителю?
Слайд 11Коррекционная работа по преодолению трудностей на уроке
Содержанием уроков является:
Развитие познавательных
процессов
(ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения),
Развитие психологических предпосылок овладения учебной
деятельностью
(умение копировать образец; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований),
Слайд 12
Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста
(внутреннего плана действий, т.е.умение
выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры;
произвольности в управлении
не только двигательными, но и интеллектуальными процессами т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную Д поставленной задаче;
рефлексии, т.е.умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Слайд 13
Самое главное – это развитие разных форм и видов мыслительного
анализа, под которым понимается процесс выделения в объекте различных сторон,
свойств, связей, отношений и соответствующих им форм и видов процессов синтезе и других психических процессов.
Слайд 14Структура урока (вводная, основная и заключительная части)
Задачей вводной части -
создание положительного эмоционального фона, без которого эффективного усвоения знаний невозможно.
Слайд 15
Некоторые приемы:
-просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова.
Часто
ли мы говорим их друг другу? (умные слова, и красивые
слова);
хоровые кричалки;
-различные игры «Доскажи словечко», «Продолжи предложение»;
-народную мудрость: пословицы, поговорки, загадки,…
Слайд 16
«Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает»
Слайд 17«Педагогика слепа без психологии,
а психология мертва без педагогики»
Слайд 18
«Психолого - педагогическое сопровождение
как особый вид помощи
ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса»
Слайд 19
«…всякий учитель должен строить
вою работу на психологии»
Г. Мюнстенберг
Слайд 20Физические упражнения улучшают мозговую Д.
Доказано, что под
влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется
решение элементарных интеллектуальных задач,…
Слайд 21Задачей основной части является подбор дифференцированных заданий как для коллективной
работы, так и для индивидуальной.
Принцип «спирали», т.е.
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности с 1 по 4 класс
Слайд 22Задача заключительной части состоит в подведении итогов, обсуждение результатов работы
и тех трудностей, которые возникали при выполнении заданий.
Существенным моментом
являются ответы на вопрос: «Хотели бы пополнить свой теоретический или практический багаж знаний по данной теме?»
Слайд 23Заключение
Если учащихся стимулировать, то даже слабоуспевающие дети проявят интерес
и желание что-нибудь сделать, учиться.
Чаще всего это такие стимулы,
как:
- похвала, оценка,
-включение в урок игровых моментов,
-юмористических минуток ,
-взаимопроверку,
-работу в парах, группах,
-задания практического характера,
-креативные минутки,
-дозированное домашнее задание,
- положительные эмоции учителя
Слайд 24Эффективные методические приемы в работе со слабоуспевающими детьми
-решение задач
по образцу;
-составление опорных схем или других наглядных средств обучения;
-рассмотрение разных
подходов к решению одной и той же задачи;
-выполнять как можно больше заданий практического характера и др.
Слайд 25Практика
Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки
меня, и я увлекусь!
Слайд 26Использование методики цветописи
Слайд 27«красный» соответствует восторгу,
«оранжевый» выражает радость,
«желтый» соответствует светлому,
приятному настроению,
«зеленый» - спокойному состоянию,
«синий»
- грустному, неуверенному состоянию,
«фиолетовый» - тревожному, напряженному состоянию,
«черный» соответствует упадку, унынию,
«белый» - страх.
Слайд 29 1. Запомнили ли вы номер машины?
2. Было ли в машине
радио?
3. Водитель сидел слева или справа?
4. Не было ли на
машине каких-либо вмятин, повреждений и если были, то какие?
5. Сколько было грабителей?
6. Какой головной убор был на водителе?
7. Не заметили ли вы каких - либо примет у грабителя, тащившего мешок?
8. Сколько людей стояло на ступеньках?
9. Не было ли каких-либо повреждений на здании?
10. Кто был еще свидетелем ограбления?