Слайд 1 © И.М.Горбовская
учитель-дефектолог
МБДОУ «Детский сад № 5»
г.Усолье-Сибирское
Слайд 2Аннотация к книге
К этой книге замечательный художник
Евгений Иванович Чарушин не только нарисовал иллюстрации, но и написал
текст.
Автор приглашает нас в настоящую звериную школу. Здесь утята учатся нырять, птенцы дятла – искать жучков в пеньке, а медвежата – собирать ягоды.
И все звери, большие и маленькие, учат юных читателей бережно, по-доброму относится ко всему живому.
Слайд 3Содержание
«Утка с утятами».
«Дятлы с птенцами».
«Рябчата с рябчихой».
«Зайчата»,
«Белка с бельчатами».
«Олениха с
оленёнком».
«Лиса с лисятами».
«Лосиха с лосёнком».
«Рысь и рысёнок».
«Медведица и медвежата»,
«Бобры и
бобрята».
«Волчица с волчатами».
«Зебра».
«Слон».
«Тигр».
Жизнь и творчество писателя
Биография.
Е.И.Чарушин – художник, писатель.
Слайд 4Утка с утятами
Кря, кря, утятки!
Кря, кря, маленькие!
Вы, как лодочки, плавайте!
Ногами,
как веслами, воду загребайте!
Ныряйте и до самого дна доставайте.
А
на дне, в озерке, подводная трава,
вкусная тина и жирные червяки.
Ешьте побольше! Растите побыстрее!
Слайд 5Дятлы с птенцами
Вы лазайте, вы ползайте, когтями
цепляйтесь, хвостом упирайтесь!
Видите в пеньке круглую дырку?
Эту дырку жучок-короед
проел.
Слышите, он там в пеньке скрипит,
дерево грызет!
У нас, дятлов, язык тонкий,
как иголка, острый, как шило.
Вы язычок в дырку суньте
и тащите жука к себе на обед.
Вам сытно, а лесу польза.
Слайд 6Рябчата с рябчихой
Вы, цыплятки, маленькие; кто вас
увидит, тот и обидит.
Сорока налетит - заклюет, лиса найдет
- утащит.
Вы меня послушайте.
Как я крикну: «Пи-и-ть! Пи-и-ть!» -
так разом и прячьтесь!
Кто в яму, кто под листок, кто под грибок,
кто за шишку, кто за ветку.
Вы пестрые, полосатенькие,
никто вас сразу и не заметит.
А я больной притворюсь.
Крылья распущу, перья растопорщу,
стану прихрамывать, чуть-чуть взлетать.
Зверь кинется за мной.
Я от вас его и отведу, а сама убегу.
На крылья поднимусь и к вам вернусь!
Слайд 7Зайчата
Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь!
Глазом не моргните, ухом
не поведите!
Никто вас, сереньких, здесь и не увидит.
А бегать
вам пока нельзя.
Кто на месте сидит, у того и следу нет.
А следу нет, - кто вас найдет?
Слайд 8Белка с бельчатами
На сосенку заберись, качнись, как
пружина, распрямись и прыгай.
С елки на сосну скакни, с сосенки
на осину перелети, с осины - на березу,
с березы - в куст, с куста - на землю.
По земле к дереву перебеги,
с ветки на ветку, с ветки на ветку,
и опять на самую вершинку заберись!
Шишку пошелуши, семечек поешь
и снова с дерева на дерево перескакивай.
У вас, бельчат, зубы острые, лапки цепкие,
хвост, как руль, - куда повернешь,
туда и полетишь.
Вот вы какие - ловкачи!
Слайд 9Олениха с оленёнком
Смотри на меня! Скачи, как
я!
Где кусты и густая трава, там выше скачи - ногами
не зацепись!
Где ровное место над землей, -
ровно беги, как птица, лети!
Ты всех быстрее должен бегать,
чтоб никто тебя не догнал.
Устал, олешек? Ложись под куст.
Тут солнышко светит сквозь ветки.
Светлыми пятнышками в траве играет.
У тебя шкура рябенькая,
тоже в пятнышках.
Тут тебя и не заметно.
Слайд 10Лиса с лисятами
Копай нору - подземный дом
– глубокую, глубокую, хитрую - прехитрую, с ходами - выходами;
один выход под кустом, другой - под корнем, третий - за камнем, четвертый - в густой траве,
пятый - в частом ельничке.
Станут собаки тебя догонять,
- ты скорее в нору!
Они лаять, они копать!
А пока собаки лают,
ты потихоньку выползи
из дальнего выхода - и в лес...
Только тебя и видели!..
Слайд 11Лосиха с лосёнком
Шагай, лосенок, перешагивай!
Через пень перешагни,
через валежник переступи!
В
яму не провались, у корней не оступись,
в густой чаще
не запутайся!
Тут, в густых лесах,
тебе жить, горькую кору жевать,
сладкие листья рвать.
Слайд 12Рысь и рысёнок
Ходи неслышно, ступай мягко –
у тебя лапы
с подушечками.
Ты зверь лесной - должен таиться,
в засадах
лежать, добычу добывать.
Желтые глаза - ночью видят.
Черные уши - далеко слышат.
Длинные ноги - осторожно ступают.
Слайд 13Медведица и медвежата
А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки!
Не
свались, не ушибись!
Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи.
Мы
так бегать умеем — лошадь догоним.
На деревья лазим, в воду ныряем.
Тяжелые пни выворачиваем,
жирных жуков ищем.
Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.
А дичинка попадёт ― и ей рады.
Слайд 14Бобры и бобрята
Мы, бобры, деревья грызем, на
землю валим, на обрубки делим.
Обрубки в землю вкопаем да ветками
переплетем.
Потом илом и землей промажем
и хвостом пришлепнем.
Бежит лесной ручеек,
а поперек плотина сделана,
крепкая, длинная.
Разольется ручеек по всему лесу –
и будет пруд.
В самой середине мы дом построим
с толстыми стенами, с подводным крыльцом.
Никто к нашему дому через пруд
не проберется,
никто нашу крышу не разломает,
подводного крыльца не найдет.
Учитесь, бобрята, деревья грызть, плотину из них строить.
Слайд 15Волчица с волчатами
Волчатам волчица принесла еду.
Каждый еду к себе потянул.
Ворчат -
рычат волчата друг на друга, каждый хочет себе кусочек побольше.
Слайд 16Зебра
В африканских степях бегают табунками быстрые лошадки.
Это зебры. От простой лошади они отличаются. Зебры полосатые, гривки
у них короткие и нету челки.
Они дикие. Взрослую зебру приручить не всякий сможет. А молодые доверчивы.
Нередко можно встретить
в Африке почтальонов,
которые развозят почту
не на лошадях, а на зебрах.
Слайд 17Слон
Не в наших лесах, не по нашим
полям гуляет слон. Он в африканских степях и по индийским
джунглям ходит. Хоботом, как рукой, раздвигает и срывает бамбук. Придет к воде, наберет в хобот воду и обливается - смывает с себя грязь и пыль.
Нет у него врагов. Все боятся слона-великана.
Если слона приручить, он будет хороший помощник человеку.
В тяжелой работе поможет
и даже ребят сумеет нянчить.
Слайд 18Тигр
Дерзкий и страшный зверь - тигр. Он
прячется в джунглях, в зарослях, таится около тропы, по которой
идут к водопою антилопы и зебры, пробираются буйвол и кабан. Тигр терпеливо ждет добычу.
Звери боятся тигра. Опасен он и безоружному человеку.
Слайд 19
Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы
своих зверят учат еду добывать, себя спасать?
Ты - человек, хозяин
всей природы!
Тебе все знать нужно! Когда вырастешь, много поработаешь. Для Родины своей ты русла новых рек проложишь. Где раньше была пустыня, - сады и рощи вырастишь… Реки перегородишь плотинами - и разольется новое море-озеро.
По морю пароходы пойдут грузы перевозить, плоты тянуть.
В глубину гор заберешься, найдёшь новые руды и камни. На подводном корабле на дно океана опустишься.
Леса и дубравы насадишь, в них птиц и зверей разведешь таких, каких тебе надо.
Будешь строить дворцы стройные, высокие, красивые.
Расти поскорее, учись лучше!
Для Родины милой копи свои силы, копи свои знания, чтобы поработать на славу.
Слайд 20Жизнь и творчество писателя
Евгений Иванович Чарушин
29 октября 1901г. - 18
февраля 1965 г.
«Я художник и писатель,…
благодаря моему детству».
Родился будущий писатель и художник в Вятке
в семье
губернского архитектора. В формировании личности мальчика
огромную роль сыграла мать. Вместе с ней он ходил в лес,
приносил оттуда различные интересные растения, превращая
затем небольшой сад у дома в настоящее чудо.
Сколько разных животных перебывало в их деревенском
двухэтажном доме!
А хотелось еще и еще — ну, хотя бы жирафа или тапира.
Рисовать Чарушин начал рано.
«Это было просто, по-видимому, свойственно мне,
как говорить, петь, шалить или слушать сказки.
Помню, как я слушал сказки с карандашом
и рисовал во время рассказа».
Рисовал начинающий художник «преимущественно зверей,
птиц да индейцев на лошадях» .
Слайд 22Е.И.Чарушин
Чарушин рос, по собственному определению,
«с карандашом и кистью
в руках».
Лет в четырнадцать Чарушин своими
друзьями организовал
союз поэтов и художников с веселым неуклюжим названием
«Сопохуд» (Союз поэтов и художников).
Правда, с поэзией у него не заладилось.
Его влекло тогда многое: музыка и поэзия,
театр и живопись. А за постоянную страсть
к изобретательству друзья наградили молодого
художника прозвищем «Евгеша-изобретатель».
Вместе с этими друзьями «Евгеша» отправлялся в необыкновенные экзотические путешествия по Алтаю или просто на охоту, на рыбалку в недалекие леса.
Слайд 23Е.И.Чарушин
В 1928 г. выходит первая книга с
иллюстрациями Чарушина ( рассказ В.Бианки «Мурзук»).
За
ней последовал ряд других, среди которых были две собственные книжки-картинки «Вольные птицы» и «Разные звери».
Его первой собственной книжкой со словами стал рассказ «Щур» (1930).
Чарушин стремился «понимать животное - понимать его движения и мимику». И передавать это в рисунке и слове.
В его рассказах нет сказочного вымысла. Животные не делают того, что им не свойственно. Но книги от этого не становятся менее интересными.
Слайд 24Е.И.Чарушин
Художник, который рисует животных, называется анималист.
Чарушин
был прекрасным анималистом. Он, по сути, создал новый тип анималистической
книги для детей (маленький рассказ о маленьком животном для маленьких детей),
Художник наблюдал за животными, часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры.
Слайд 25Е.И.Чарушин
Чарушин Евгений Иванович с огромным уважением относился
к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал,
нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: «для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…».
Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя.
Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и понятны даже маленькому ребёнку.
Слайд 26Е.И.Чарушин
«Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения
и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые
люди вовсе не понимают животное».
Слайд 27Дом Чарушиных в Кирове и памятник
в Санкт-Петербурге на Богословском
кладбище