Разделы презентаций


"Этапы развития детского изобразительного творчества "

Содержание

Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы» Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1этапы развития детского изобразительного творчества

этапы развития детского изобразительного творчества

Слайд 2Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения

до школы»
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным

документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа  разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
 Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний
интересов.

Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения до школы» Программа «От рождения до школы»

Слайд 33. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации

раз­нообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники

должны чувство­вать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивиду­альных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобрази­тельной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.


3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации раз­нообразных выставок, а также для подарков детям

Слайд 4В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов, рассмотрим

некоторые из них, которые являются основополагающими для последователей, изучающих эту

область детского творчества
Рассмотрим какие этапы и стадии выделяли Г.Кершенштейнер и К.Риччи.
В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов, рассмотрим некоторые из них, которые являются основополагающими для

Слайд 5Первый этап:
стадия «каракуль»
Которая начинается, по их мнению, в возрасте двух

лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на

бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.

Первый этап:стадия «каракуль»Которая начинается, по их мнению, в возрасте двух лет. При этом первые каракули представляют собой

Слайд 7 «Стадия последующей интерпретации»

Возникает в период от 2-х до

3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически

не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.

«Стадия последующей интерпретации» Возникает в период от 2-х до 3-х лет. По технике и качеству изображения

Слайд 9 Второй этап:
«изобразительный»
Этот этап также имеет несколько стадий.
Первая стадия «рисунка

с примитивной выразительностью»
По мнению Г.Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно

в этот период, по словам исследователей (Г.Кершенштейнера и К.Риччи), «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.

Второй этап:«изобразительный»Этот этап также имеет несколько стадий.Первая стадия «рисунка с примитивной выразительностью»По мнению Г.Кершенштейнера, относится к

Слайд 11Стадия «схематизма»
Состоит в том, что в этот период ребёнок

начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от

внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.

Стадия «схематизма» Состоит в том, что в этот период ребёнок начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и

Слайд 13Стадия «чувства формы и линии»
Характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные

формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или

иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.

Стадия «чувства формы и линии» Характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные формы с собственным рисунком и передать характерные

Слайд 14Стадия «правдоподобного изображения»
Является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного

пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой

стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.

Стадия «правдоподобного изображения» Является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного пространства, формы предметов (объектов). Но при этом

Слайд 15Стадия «реального изображения»
Характерна только для детей старше 10-ти лет.

В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая

композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.

Стадия «реального изображения» Характерна только для детей старше 10-ти лет. В этот период дети оказываются способными рисовать

Слайд 16Этапы развития детского изобразительного творчества, выделяемые отечественными исследователями.
Несколько иной подход

к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А.В.Бакушинского,

который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту»

Этапы развития детского изобразительного творчества, выделяемые отечественными исследователями. Несколько иной подход к определению этапов развития детского изобразительного

Слайд 17Классификация, выделенная А.В.Бакушинским, имеет следующий вид:
Первый этап «период двигательно-зрительной установки

психики»:
от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий

крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире;
с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве;
с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете;
осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».

Классификация, выделенная А.В.Бакушинским, имеет следующий вид: Первый этап «период двигательно-зрительной установки психики»:от рождения до 3-х месяцев (в

Слайд 18Второй этап «доизобразительный»:
рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании

(первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта);
первично-аналитический

период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода;
период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований;
орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.

Второй этап «доизобразительный»:рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании (первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение

Слайд 19Третий этап «изобразительный»:


фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот

период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей

(действий), которые представляют собой первые изобразительные символы.
фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами;
фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным.
фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства;
фаза сюжетно-изобразительной формы, вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.

Третий этап «изобразительный»:фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд

Слайд 20Список литературы
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.

А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
4.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.
5.Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
6.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,





Список литературы1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,

Слайд 21


7.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество

дошкольников. М., 2005.
8.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая

среда. — М., 2005.
9.Комарова Т.С, М.Б.Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
11.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- Скрипторий 2003, 2007.
12.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
13.Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб: Детство - Пресс, 2003. 7

7.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.8.Комарова Т. С, Филлипс О.

Слайд 22

14. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб:

Детство - Пресс,
1996.
15.Курочкина Н.А. Знакомим с книжной

графикой. – СПб: Детство -
Пресс, 2001.
16. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом: СПб: Детство - Пресс,
1996.
17. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:
аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
18. Лыкова И.А. Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду.
Изодеятельность и детская литература. – М.: ИД «КАРАПУЗ», ТЦ «Сфера»,
2009.
19.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешест-
вия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. – М.: ИД «КАРАПУЗ», 2008.
20. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
14. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб: Детство - Пресс, 1996. 15.Курочкина Н.А. Знакомим

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика