Слайд 1этапы развития детского изобразительного творчества
Слайд 2Пояснительная записка к образовательной области «Художественное творчество» по программе «От рождения
до школы»
Программа «От рождения до школы» является инновационным общеобразовательным программным
документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний
интересов.
Слайд 33. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации
разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники
должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
Слайд 4В характеристике этапов развития детского рисунка существует несколько подходов, рассмотрим
некоторые из них, которые являются основополагающими для последователей, изучающих эту
область детского творчества
Рассмотрим какие этапы и стадии выделяли Г.Кершенштейнер и К.Риччи.
Слайд 5Первый этап:
стадия «каракуль»
Которая начинается, по их мнению, в возрасте двух
лет. При этом первые каракули представляют собой случайные следы на
бумаге, оставленные от карандаша. На этой стадии ребёнка интересует карандаш, а не изображение, получаемое с помощью него, к тому же малыш оказывается еще не способным установить зависимость между образами окружающей действительности и своим «рисунком». На этой стадии ребёнок не способен передать реальные черты предметов и объектов.
Слайд 7 «Стадия последующей интерпретации»
Возникает в период от 2-х до
3-х лет. По технике и качеству изображения этой стадии практически
не отличаются от предыдущей. Рисунки всё так же состоят из хаотичных линий, штрихов и каракуль, однако дети не просто с интересом чиркают по листку бумаги, они теперь дают названия своим «рисункам». И хотя в изображениях отсутствует реализм, но для ребенка его попытки передать свои впечатления или отобразить знакомые ему предметы теперь приобретают зрительное значение, что, в свою очередь, позволяет заключить о формировании моторной координации.
Слайд 9 Второй этап:
«изобразительный»
Этот этап также имеет несколько стадий.
Первая стадия «рисунка
с примитивной выразительностью»
По мнению Г.Кершенштейнера, относится к 3-5 годам. Именно
в этот период, по словам исследователей (Г.Кершенштейнера и К.Риччи), «рисунки» отличаются «мимичностью», а не «графичностью». Это проявляется в том, что в процессе рисования ребёнок очень эмоционально рассказывает о том, что он изображает, он живет вместе со своими образами, и, соответственно стремиться отразить все свои впечатления, переживания и отношения к изображаемому.
Слайд 11Стадия «схематизма»
Состоит в том, что в этот период ребёнок
начинает осознавать самостоятельность изобразительной стороны рисунка и его независимость от
внешних проявлений (звуковых сопровождений, телодвижений и т.д.). То есть для дошкольника становится очевидным, что какие бы он не давал характеристики своему образу, изобразительная сторона от этого не меняется. Это побуждает ребёнка к рисованию по памяти.
Слайд 13Стадия «чувства формы и линии»
Характеризуется стремлением дошкольника сопоставить природные
формы с собственным рисунком и передать характерные черты того или
иного предмета (объекта). Однако на этой стадии изображения детей, как указывают исследователи, ещё имеют некую изобразительную условность.
Слайд 14Стадия «правдоподобного изображения»
Является появляющаяся точность в передачи пропорции, элементарного
пространства, формы предметов (объектов). Но при этом изображение на этой
стадии имеет вид силуэта, в котором нет объема.
Слайд 15Стадия «реального изображения»
Характерна только для детей старше 10-ти лет.
В этот период дети оказываются способными рисовать с натуры, соблюдая
композиционные закономерности, передавая светотеневую моделировку в изображаемых объектах.
Слайд 16Этапы развития детского изобразительного творчества, выделяемые отечественными исследователями.
Несколько иной подход
к определению этапов развития детского изобразительного творчества имеется у А.В.Бакушинского,
который считал, что «все фазы художественно-творческого развития ребенка, соответствуя с некоторым отставанием в основных своих чертах фазам его физического и духовного роста, имеют и различную длительность и весьма неясные, перемещающиеся границы в отношении к возрасту»
Слайд 17Классификация, выделенная А.В.Бакушинским, имеет следующий вид:
Первый этап «период двигательно-зрительной установки
психики»:
от рождения до 3-х месяцев (в этот период аппарат восприятий
крепнет, и образы внешнего мира начинают приобретать все большую четкость, способствующую выделению ребенком себя в этом мире;
с 4-х месяцев появляется единство зрительного образа, реальное восприятие глубины и объема, ребенок начинает ориентироваться в пространстве;
с 6-ти месяцев обобщение типических признаков предметов внешнего мира, приводящих к возникновению идее о предмете;
осознание ребенком движения предметов в пространстве помогает ему полнее и многограннее познавать само пространство, это происходит благодаря развитию «зрительных масштабов».
Слайд 18Второй этап «доизобразительный»:
рефлекторно-двигательные и первично-чувственные эмоциональные проявления ребенка в рисовании
(первые попытки нанесения каракуль карандашом и приобретение первичного сенсорного опыта);
первично-аналитический
период, на этом этапе ощущения стали образами вещей, что приводит формированию определенных навыков и знаний для следующего периода;
период ритмичности, характеризуется тем, что на смену временным ритмам приходят ритмы пространственные, которые способствуют появлению новообразований;
орнаментальная фаза заключается в бесконечном чередовании сходных форм предшествующих появлению замкнутого зрительного образа, который пока мало похож на реальный предмет или объект, но в этот период у ребенка появляются закругленные амёбообразные формы.
Слайд 19Третий этап «изобразительный»:
фаза разрозненной схемы характеризуется тем, что в этот
период нарисованный ребёнком предмет последовательно изображает ряд самых различных вещей
(действий), которые представляют собой первые изобразительные символы.
фаза единства образа, в этот период проявляются более сложные ассоциативные связи дошкольника с внешним миром, что приводит к возникновению образов, имеющих элементарное сходство с реальными объектами;
фаза творческой активности проявляется в росте элементов иллюзорности в рисовании, в этот период можно наблюдать совпадение между реальным предметом (объектом) и идеальным образом его, для создания которого ребёнок использует различные материалы. Для этой фазы характерно то, что реализуемый образ становится предельно символичным.
фаза наличия движений связана с тем, что в этот период дошкольник оказывается способным передать элементарную динамику образа, для этого он использует различные выразительные средства;
фаза сюжетно-изобразительной формы, вступая в связь с другими формами художественного выражения, сначала сводится к организации и характеристике внешних действий, движений и лишь потом можно наблюдать появление психологической выразительности рисунка, приводящей к объединению динамики, внешней характеристики изображаемого, его внутренней сути и личностного отношения самого ребёнка.
Слайд 20Список литературы
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2.Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3.Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2011.
4.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2006-2010.
5.Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
6.Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
Слайд 21
7.Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество
дошкольников. М., 2005.
8.Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая
среда. — М., 2005.
9.Комарова Т.С, М.Б.Зацепина. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
10.Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
11.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.- Скрипторий 2003, 2007.
12.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
13.Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – СПб: Детство - Пресс, 2003. 7
Слайд 22
14. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб:
Детство - Пресс,
1996.
15.Курочкина Н.А. Знакомим с книжной
графикой. – СПб: Детство -
Пресс, 2001.
16. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом: СПб: Детство - Пресс,
1996.
17. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика:
аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
18. Лыкова И.А. Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду.
Изодеятельность и детская литература. – М.: ИД «КАРАПУЗ», ТЦ «Сфера»,
2009.
19.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешест-
вия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. – М.: ИД «КАРАПУЗ», 2008.
20. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.