Слайд 1
Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте.
Учитель
начальной школы
МОУ Жаворонковская СОШ
Васильева И. А.
Слайд 3Письменная речь
самая многословная, точная и развёрнутая форма речи;
появляется в
результате специального обучения;
на ранних этапах её формирования предметом является
не мысль, а техническая сторона написания букв;
происходит формирование двигательных навыков письма.
Слайд 4Формирование каллиграфического навыка с разных позиций, таких как:
«письмо с
секретом»;
развитие мускульной и тактильной памяти;
тактированное письмо;
обучение первоначальному
письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов.
Слайд 5Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций:
небрежное письмо
ведёт к орфографической неграмотности;
плохое, неаккуратное письмо занимает много времени
у проверяющего,
и в то же время у проверяющего складывается впечатление о пишущем, как о неграмотном и небрежном ребёнке.
Слайд 6Уровень сформированности каллиграфического навыка письма будет возрастать, если:
организовать поэтапный
процесс формирования каллиграфического навыка с учётом психофизиологических особенностей процесса,
будут созданы
необходимые условия и подобраны эффективные приемы, виды работ, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Слайд 7Современные подходы к формированию каллиграфического навыка
“Письмо с секретом” В. А.
Илюхиной
Технология обучения письму
Е. Н. Потаповой
Тактированное
письмо М. М. Безруких
Методика Н. Г. Агарковой
Слайд 8Методика по формированию каллиграфического навыка письма учащихся “Письмо с секретом”
В. А. Илюхиной.
Основные элементы письма:
прямая наклонная палочка вниз,
1/2 наклонной палочки вниз,
1/3 наклонной палочки вниз,
"Поворот на месте" (закруглить),
"Крючок до середины",
"Секрет",
"Закрыть секрет",
"Рельсы".
Слайд 9Методика В. А. Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих
плюсов:
экономичность обучения, быстрота периода обучения;
положительная мотивация в действиях детей;
развитие
внимания, памяти.
Слайд 11Тактированное письмо М.М.Безруких-
ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть
письмо под счет.
1 этап - обводка под счет заготовленных
образцов рукописных букв через прозрачную кальку;
2 этап - учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох);
3 этап - обводка под счет предложений через прозрачную кальку, стихов и микротекстов.
Слайд 12Принципы методики Н. Г. Агарковой
поэлементного изучения;
одновариантного (стабильного) начертания букв
и их комплексов;
принцип логической группировки буквенных знаков.
Слайд 13 Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный
метод письма, который
во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет,
во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, раскрывает его основы.
Слайд 14Выводы:
в основе - методы, зарекомендовавшие себя исторически;
направлены на сознательное овладение
учениками каллиграфическим навыком;
технологии обучения носят развивающий характер;
приёмы обучения связаны с
психофизиологическими особенностями развития детей.
Слайд 15Список литературы
Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2
класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2000.
Безруких, М.М. Как писать буквы
/ М.М.Безруких, Т.Е.Хохлова, -М.: 1993.
Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: Система Д.Б.Эльконина / М.М.Безруких. -М.: Просвещение, 2002.
Жедек, П.С. Методика обучения письму: Русский язык в начальных классах: Теория и практика / П.С.Жедек. Под ред. М.С.Соловейчик. –М.: 1997.
Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. –№8. –с.16-24.
Илюхина, В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52.
Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова. -М.: Просвещение, 1990.