Слайд 1Возрастные особенности старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Исполнители:
студентки 4 ДО группы
Пульникова
Ю.М
Кулагина Н.А
Никулина Е.А
Слайд 2Возрастные особенности детей
В данном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой
и эмоциональной сфер личности. Дети становятся все более активным в
познании: познают мир, окружающих его людей и себя, что позволяет выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.
Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.
Слайд 3Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить
навыки самообслуживания: р. самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
Успех в освоении
основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.
Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах ( при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый следит за безопасностью детей, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.
Слайд 4Восприятие
Продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок:
- легко
выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных
предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры;
- выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;
- ориентируется на листе бумаги.
Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов – не более двух.
Подача обучающего материала должна быть направлена на активное восприятие ребенком.
Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.
Слайд 5Память
Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы
психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и
произвольное запоминание, однако пока преобладает
непроизвольная память.
Слайд 6Внимание
Становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает
10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей и условий обучения.
Вместе
со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но
нужным делом в течение 20-25
минут. Помимо устойчивости
внимания, развивается
переключаемость и распределение
внимания.
Слайд 7Речь
Благодаря активно развивающейся
памяти становится доступным
чтение с продолжением.
Продолжает совершенствоваться
звуковая сторона речи.
Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении
стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь.
Слайд 8Мышление
Ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление, которое
позволяет решать более сложные
задачи с
использованием обобщенных наглядных
средств (схем, чертежей и пр.)
К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.
Способность к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления.
При группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.
Слайд 9Воображение
Развитие воображения позволяет
сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся
истории.
Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе
словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.
Слайд 10Задачи конструктивной деятельности для детей 5-6 лет
Образовательные задачи:
Совершенствовать умения работать
с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и
выразительные возможности;
Закрепить умения выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав конструктора;
Слайд 11Научить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций;
Научить создавать
сюжетные конструктивные образы;
Помочь сопоставлять геометрические формы друг с другом и
объектами окружающего мира;
Научить выделять образ в различных геометрических телах;
Совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
Слайд 12Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, условиям,
схемам;
Научить самостоятельно преобразовывать детали с целью изучения их свойств в
процессе создания конструктивных образов;
Закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость;
Выработать способность осознанно заменять одни детали другими.
Слайд 13Развивающие задачи:
Продолжить формировать чувства формы и пластики при создании конструкций;
Закрепить
умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорцию, пластику объемов, фактуру, динамику
/ статику в процессе конструирования;
Продолжить развитие наглядно-действенного и наглядно – образного мышления, воображения, внимания, памяти;
Совершенствовать умение планирования своей деятельности;
Включить в словарь ребенка специальные понятия: «заменитель», «структура», «тектоника».
Слайд 14Воспитательные задачи:
Закрепить интерес к конструированию или конструктивному творчеству;
Развивать эстетическое отношение
к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам
других;
Привить навык коллективной работы;
Слайд 15Методы и приемы организации деятельности детей старшего дошкольного возраста
Наглядные
Методы
1-
Наблюдение
2- Демонстрация наглядных пособий
Приемы
1 - Показ способов действий;
2 -
Показ образца.
Слайд 16Словесные
Методы
1- Рассказ педагога.
2 - Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по
картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .
3 -
Беседа.
4 - Чтение художественной литературы.
Приемы
1 - Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
2 - Указание (целостное и дробное) ;
3 - Пояснение;
4 - Объяснение;
5 - Педагогическая оценка;
6 - Беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.)
Слайд 17Игровые
Методы
1 - Дидактическая игра
2 - Воображаемая ситуация в развернутом
виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
1 - Внезапное
появление объектов;
2 - Выполнение воспитателем игровых действий;
3 - Загадывание и отгадывание загадок;
4 - Введение элементов соревнования;
5 - Создание игровой ситуации.
Слайд 18Практические
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических
действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .
2 - Элементарные
опыты, экспериментирование. Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3 - Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.
Слайд 19Методические рекомендации для организации конструктивной деятельности для детей старшего дошкольного
возраста (5-6 лет)
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное
и техническое разнообразие конструкций. Это разнообразие обусловлено наличием определенной степени изобразительной свободы ребенка.
Слайд 20 Для активизации конструктивного творчества
детей необходимо использовать разнообразный
стимулирующий материал, такой, как фотографии, картинки, схемы, способствующие поисковой деятельности.
В ходе создания определенных образов конструктора должно быть как можно больше – и по элементам, и по количеству. Таким образом, дети учатся сочетать разнообразные конструкторы в своей работе.
Важно учить детей анализировать конструктивный материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить модель в будущей практической деятельности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправленность.
Слайд 21 Большое внимание воспитатель должен уделять
играм детей с
элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на
занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобретательность. И в старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.
Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы, делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии. Эти навыки помогут детям выполнять более сложную работу.