Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В
РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ.
Каташук Н.Н.,
учитель первой
квалификационной категории
МБОУ СОШ № 120
Слайд 2 «Воспитание ребёнка в действительности означает воспитание жизни в ребёнке.
Учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в ребёнке».
(Ш. Амонашвили.)
Слайд 3
Нормативно-правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
Конституции РФ и законодательства
РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Слайд 4ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт направлен на решение следующих
задач:
1) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с
их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
2) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Слайд 5ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Стандарт направлен на решение следующих
задач:
3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
4) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 6ФГТ в сфере дошкольного образования
Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности
и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе.
Являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
Слайд 7Основные понятия
Личность - это человек, который достиг определённого, достаточно высокого
уровня своего психического развития ( Л.И. Божович).
Развитие личности-
последовательность и поступательность изменений, которые происходят в сознании и поведении личности.
Социализация— процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социально-личностное развитие - процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.
Слайд 8Социально - личностная готовность включает:
Слайд 9 Особенности, которые приводят к изменению общего уровня психологической готовности к
школе:
сокращается время, используемое для традиционных игр (сюжетно-ролевые, с правилами, развивающие);
традиционные игры замещаются компьютерными играми и просмотром телепередач
родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как можно раньше;
наблюдается уподобление обучения дошкольников обучению младших школьников.
Слайд 10Организационно-педагогические условия для формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников:
создание атмосферы
доброжелательности, взаимопонимания и любви;
обучение умению слушать и слышать другого;
развитие
умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
.
Слайд 11 воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
формирование чувства симпатии между участниками
общения;
объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее
больно, чем действие;
обучение умению детей владеть собой;
развитие умения анализировать ситуацию;
целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Слайд 12
Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы
его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?
Слайд 13
Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит
от наших с вами усилий.
Как встретится ребенок со
школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы.
Слайд 14Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться
на
стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому
научиться;
воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе;
воспитании доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе,
отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Слайд 15Чем же характеризуется самостоятельный ребёнок?
Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его
умении и стремлении действовать, в готовности искать ответы на возникающие
вопросы.
Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Слайд 16серьезные нервно-психические перегрузки;
чувство тревоги и неуверенности в себе;
беспомощность при
выполнении заданий.
Трудности при отсутствии самостоятельности:
Слайд 17Методические подходы:
создание ситуации успеха;
помнить о развитии речи во
всех видах деятельности;
не оставлять без внимания ни одного ответа детей;
развитие
у детей инициативы, самостоятельности, самоконтроля;
развитие способности к творческому осмыслению жизненных ситуаций, способности к самостоятельному нравственному выбору.
Слайд 18
Программа социально – личностного развития дошкольников «Познаю себя» является одним
из компонентов комплексной программы развития и воспитания дошкольников в образовательной
системе «Школа 2100». Большое влияние на формирование образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекта деятельности и отношений оказывает среда, окружающая ребёнка.
Слайд 19Компоненты развивающей среды:
1. Среда, созданная для ребёнка взрослыми.
2. Среда как часть «Я»
ребёнка («то, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и
игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются для дошкольника носителями эмоционального благополучия, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление и потребности детей в динамичном характере среды, её преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации. При этом преобразования, вносимые детьми в содержание среды, могут коренным образом отличаться от планов взрослых.
Слайд 20 Программа состоит из трёх разделов:
Слайд 21Результаты работы:
1. Дети стали более общительными, дружелюбными, они научились устанавливать
и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Дети научились на занятиях
слушать друг друга, стали более организованными, дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.
3. Улучшились коммуникативные навыки и умения.
4. Снизилось количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.
5. Дети научились умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
6. Дети стали более сплоченными.
Слайд 22
Выводы:
проблема эффективной всесторонней подготовки детей к школе приобрела особую актуальность
в связи с модернизацией образования;
приоритетным направлением ФГОС ДО, является развитие
потенциала личности ребенка;
от того на сколько сформированы у ребенка социально - личностные качества, во многом зависят его будущие школьные успехи.