Слайд 1ТАЙНЫ МАЛЕНЬКОГО переулка
Автор: Каменецкая Анастасия Олеговна
Воспитатель дошкольного отделения № 3
ГБОУ Школа № 2054
Слайд 2Рекомендуемый возраст: 6-7 лет
На прогулке вы сможете узнать:
Кто такие братья
Лихуды.
О Богоявленском соборе.
О загадочных шарах на крыше здания.
Слайд 3на прогулке вы увидите:
Храм Богоявления Господня
Памятник Братьям Лихудам
Здание подразделения ФСО
с радиопрозрачными укрытиями для антенн
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Богоявленский переулок.
Выход из подземного
перехода станции метро Площадь Революции на Богоявленский переулок.
Слайд 4Аннотация:
Богоявленский переулок находится в Тверском столичном районе Центрального округа в
Китай-городе. Начинается от Никольской улицы и заканчивается на пересечении с
улицей Ильинка. Здесь расположились такие достопримечательности, как Богоявленский Храм, памятник братьям Лихудам. Интересно то, что среди таких старинных достопримечательностей стоит здание подразделения ФСО, интересное своим необычным дизайном крыши.
Слайд 5Безопасность:
Переулок маленький, есть пешеходные переходы. Богоявленский переулок выходит на пешеходную
Никольскую улицу. Автотранспорт в переулке встречается редко. Рядом выход из
метро
Рекомендуем: предварительная работа: чтение стихов о Москве, чтение сказок, рассматривание иллюстраций и репродукций с изображением улиц старой Москвы, посещение музеев Москвы.
Слайд 6Объект 1. храм Богоявления господня
(для родителей и педагогов!)
Дата основания собора
– конец XIII века. В народе его называют Богоявленским собором, собором Крещения
Господня или просто Крещенским собором.
В 1342 году возвели каменный храм, один из первых на Посаде (так раньше назывался Китай-город). Следующий храм возвели в 1624 году, а строительство последнего, ныне существующего Собора Богоявления Господня, была закончено в 1696 году. С этого времени и до 1929 года он был действующим, затем закрыт. Спустя много лет, в 1991 году был возвращен РПЦ.
Богоявленский собор всегда славился своим иконостасом. Поэтому встала задача писать святые иконы. При соборе была создана иконостасная студия. Все иконы, которые находятся в храме, выполнены преподавателями и студентами этой студии. Через 8 лет Светлейшим Патриархом всея Руси было совершено освящение Верхнего храма.
Слайд 7Информация для детей:
Старинная церковь, находящаяся недалеко от Кремля, чудом сохранилась
до нашего времени. Этот собор князья и бояре ни раз
восстанавливали после пожаров и разрушений. Это все, что осталось от древнейшего Богоявленского монастыря.
Вопросы детям:
Посмотрите какое интересное здание! Вы заметили, как оно красиво украшено? (поощрять высказывания детей о строении и архитектуре здания).
Что напоминает вам форма здания собора (верхняя, нижняя часть и т.д.)?
Где вы могли видеть такие же окна, двери? (изображения сказочных теремов, сказочных городов в книгах.
Колокольня необычная, чем же она примечательна? (деревянная, невысокая, много колоколов разных размеров?
Почему колокола разные? (разное звучание зависит от размера)
Слайд 8 рабочий лист 1.
Задание: предложить детям карточки с изображением фрагментов
украшений собора. Попросить найти эти фрагменты на самом соборе и
колокольне.
Слайд 9Объект 2. памятник братьям Лихуды
(для родителей
и педагогов!)
Иоанникий Лихуд (1633 — 1717) и Софроний Лихуд (1652 — 1730) — греческие православные монахи, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии — первого официально утверждённого высшего учебного заведения в Русском государстве.
Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах и политической борьбе того времени в Русской Церкви и при царском дворе. Пользовались поддержкой Патриарха Иоакима, архиепископа Холмогорского Афанасия (Любимова), влиятельного Чудовского инока Евфимия, архимандрита Высокопетровского монастыря Иова. Сумели приобрести значительное положение и в гражданских сферах: имели доступ ко двору государей.
Слайд 10Информация для детей:
Обращаем внимание детей на памятник, читаем текст на
мемориальной доске.
- Два брата, Софроний и Иоанникий Лихуды были первыми
преподавателями Славяно-греко-латинской академии, первого высшего учебного заведения в Русском государстве, внесли большой вклад в образование России того времени. Десять лет назад правительство Греции подарило нашей стране этот красивый памятник, благодаря которому многие люди могут узнать про Иоанникия и Софрония Лихудах.
Слайд 11Вопросы детям:
- О чем говорит название академии, где преподавали братья
Лихуды, – «Славяно-греко-латинская»?
Выслушав ответы и предположения детей, можем сделать вывод,
что основными были предметы по изучению славянского, греческого и латинского языков. На этих древних языках печаталась учебная литература того времени.
- Братья Лихуды преподавали в академии. Какие есть учебные заведения в наше время, кроме академии?
Слайд 12рабочий лист 2.
Задание детям (после прогулки):
Представить и изобразить на бумаге
учебный класс первой академии старой Руси, когда не было компьютеров,
интерактивных досок, телевизоров, электричества, шариковых ручек, фломастеров, современных рюкзаков.
Слайд 13объект 3. ДОМ С ШАРАМИ НА КРЫШЕ (Здание подразделения ФСО
с радиопрозрачными укрытиями для антенн)
(информация для педагогов и родителей)
Шары на крыше долго оставались загадкой, пока не стало ясно, что в этом здании находится одно из подразделений ФСО (Федеральная Служба Охраны). Это правительственный орган, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. Шар на крыше - радио-прозрачное укрытие для антенн защищенной связи.
Слайд 14Информация для детей:
Рядом с собором Богоявления возвышается интересный дом. С
виду – обычный московский дом, а вот на крыше зачем-то
разместились огромные стеклянные шары.
В этом здании находится главная в стране служба охраны, осуществляет работу специальной связи для государственных учреждений, в т.ч. для президента. Шары на крыше - радио-прозрачное укрытие для антенн связи.
Слайд 15вопросы детям:
Дети замечают шары на крыше дома. Предлагаем пофантазировать и
предположить, как и откуда они появились? (Дети: большие фонари. Для
красоты. В них музыку включают. НЛО. и т.д.)
Интересно, как работают антенны связи?
Зачем антеннам укрытие?
Слайд 16Рабочий лист 3.
Задание (после прогулки) :
Коллективная работа «Улица шаров». Создать
макет сказочной улицы, состоящей из деталей шарообразной и круглой форм.
Слайд 17В конце прогулки
предложить детям посмотреть вокруг.
Вопросы детям:
Чем интересна была наша
прогулка?
Как вы думаете, почему переулок называется Богоявленским?
- Было-ли что-то необычное
в том, что вы увидели и узнали?
С кем вы хотели бы прийти сюда снова?
Москва – большой, интересный, сказочный, красивый город. Гуляя по улицам Москвы, вы всегда найдете много нового, интересного, совершите свои маленькие открытия и полюбите нашу Москву еще сильнее.
Слайд 18В завершении предложить послушать отрывок из стихотворения Ф.Глинки:
Город чудный, город
древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и
дворцы!..
…На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных —
Это матушка Москва!..
…Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!