Слайд 1Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
Лес.
Зелень трав. В росе зелень, усыпана цветами, белыми колокольчиками,незабудками, ландышами.
Аромат- струями, ручьями. Благоуханны ручьи, целительны: зачерпни, испей- и с сердца прочь кручина…
Слайд 2Урок литературного чтения.
Изучение пейзажной лирики,
Самуил Яковлевич Маршак «Ландыш»
3
класс
Слайд 3С. Я. Маршак
Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным
товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно
рисовать цветные картинки мира. Можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.
Маршак не терпел пустого времяпровождения, не умел отдыхать; самым естественным и приятным для него было- работать.
В его стихах слово так точно выбрано и поставлено в строку, как тончайший винтик или колёсико в механизме часов.
Слайд 4Попробуйте создать ряд слов, который возникает у вас , когда
вы слышите слово «ландыш».
Лес, весна, белый душистый цветок, тонкий аромат,
благоухание, свежесть,чистота, любовь, нежность.
Слайд 5Задание.
Во время чтения представьте картину, которую написал чуткий художник.
Какие краски
он использовал?
Слайд 6Ландыш.
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят,
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спелёнутый,
Завёрнутый в зелёный лист
Растёт цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.
Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску ,
И всё своё благоухание
Он отдал горькому цветку.
(Самуил Яковлевич Маршак)
Слайд 7Какие краски использовал поэт для изображения картины природы?
Чёрную(чернеет лес)
зелёную(зелёный лист)
Белую(
круглые бубенчики)
Жёлтую(солнце)
Слайд 8Что вы слышите во время чтения стихотворения?
Шум ветра, слабый звон
бубенчиков.
«А уж на ниточках жемчужины от ветра каждого дрожат..»
Слайд 9Что вы чувствуете во время чтения?
Прохладу, горечь и аромат ландышей.
Слайд 10Обратите внимание, что поэт ни разу не употребил слово «ландыш»
в стихотворении.
Какими словами он воспользовался для замены?
…на ниточках жемчужины..
…бережно
спелёнутый, завёрнутый в зелёный лист (цветок)…
…бутонов круглые бубенчики…
…колокольчики весны…
…горький цветок…
Слайд 11Найдите слова, помогающие нам определить состояние поэта, когда он писал
стихи.
Если предположить,что поэт, олицетворяя лес, наделил его своими переживаниями,
тогда он испытывает следующее:
Томится- что-то ждёт
Счастливую тоску- смешанное чувство счастья и тоски
Слайд 12Выберите слова, которые показывают, как поэт относится к природе.
С печалью
С
восхищением
Равнодушно
Со светлой радостью
С уважением
С любовью
Слайд 13
Релаксация.
Вы в лесу… Тёплый ветерок коснулся щеки. Ласковое солнышко нежно
щекочет вам затылок. Щебечут птицы. Они рады весне. А вот
и ландыши. Мы не будем срывать цветы , а осторожно погладим зелёные листочки, наклонимся и ощутим горький аромат.
Слайд 14Напишите небольшое сочинение-описание ландыша или синквейн .
Ландыш…
Нежный, серебристый…
Цветёт, благоухает, радует…
Смотрите,
восхищайтесь творением природы!
Весна…
Слайд 15По всей видимости, С.Я. Маршак любил цветы.Он написал стихи также
о розе, тюльпанах, сирени.
Тюльпаны.
Какие гости в комнате
моей!
Узбекские, туркменские тюльпаны.
Они пришли в одежде пестротканой
К нам из садов, из парков, из степей.
Вот розовый, с каёмкою узорной
Вот золотой- шесть огоньков огня,
А есть цветок почти как уголь, чёрный,
Лоснистый, точно кожа у коня.
В диковинных цветах земли восточной
Я удалое племя узнаю.
Поддерживает чашу стебель прочный,
Пробившийся на свет в степном краю.
Слайд 16О ландыше писали и другие поэты.
Вот стихи А.А. Фета:
О
первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей
Какая девственная нега
В
душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Слайд 17Этот цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли
в сердце, до бешеного обожания любил П.И. Чайковский. Живя во
Флоренции, Пётр Ильич так затосковал по родине, что обратился к поэзии:
-В чём тайна чар твоих? Не знаю.
Но меня твоё благоуханье,
Как винная струя и греет и пьянит,
Как музыка, оно стесняет мне дыханье
И как огонь любви, питает жар ланит.
И счастлив я, пока цветёшь ты,
Ландыш скромный
Слайд 18Итог урока.
Закончите предложения.
Сегодня на уроке
мы узнали…
мы учились…
мы смогли…
было трудно,
потому что…
Урок понравился, потому что…
Дома надо поработать над…
Слайд 19
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку…
Должны мы
над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб
увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать…