Слайд 1
как иконы
представляют святых
МОУ Весьегонская СОШ
Осипова Татьяна
Николаевна
Слайд 2 Пользуясь изобразительным языком иконы, люди разных стран
могут понять все, что иконы рассказывают о святых, которые на
них изображены.
Богоматерь
Знамение с избранными святыми
(Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый,
Параскева и Анастасия)
Начало XV в. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург
Слайд 3 Икона пишется по особым правилам, которые являются обязательными для
иконописца. Совокупность определенных приемов иконописи, по которым строится изображение на
иконной доске, называется иконописным каноном. "Канон" - слово греческое, оно означает: «правило».
Слайд 4 На иконах «говорят» не только надписи, цвета, но и
композиция и все детали иконы. Зная некоторые общие правила изображения
святых, можно многое узнать о том, кто изображен на иконе.
Слайд 5
За несколько веков сложился определенный канон –
как писать руки и жесты святых. Именно эти незаметные
на первый взгляд штрихи и делают икону богословием в красках.
Слайд 6 Стоящими на столбах изображаются святые столпники. Для сосредоточенной молитвы
они добровольно удалялись от мира, ограничивая себя во всем, и
избирали стояние на столбе как вид аскетического подвига.
Св. Симеон Столпник
Слайд 7 Особым видом святости обладали блаженные, или юродивые. Внешне безумные,
на самом деле они были наделены духовной мудростью и духовным
зрением, даром предвидения. Под видом юродства они отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая духовный подвиг: с веригами на плечах, обнаженными или с повязкой на бедрах, в ветхих одеждах. Фоном для их образов часто служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого.
Василий Блаженный
Слайд 8 По предмету, который держит в руках святой, часто можно
узнать о том, чем он занимался во время земной жизни.
Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере
Слайд 9За труд целители не брали платы, так как свой дар
получили от Бога. А если даром получили, даром и отдали.
Поэтому многие целители прославились и как бессребреники — святые, безвозмездно (не за деньги — серебро) лечившие людей, исключительно во славу Божию. Бессребреники изображаются так же, как целители.
Святые бессребреники
Косма и Дамиан
Слайд 10
Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов
Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего
Псалтирь.
Слайд 11
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа,
чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках,
в котором она несла миро.
А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
Святая
Мария Магдалина
Анастасия
Узорешительница
Слайд 12 Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого,
все святые мученики изображаются с крестом в руках. Это
напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
В иконографии мучеников активно используют красный цвет, как образное выражение страдания за веру. Красные одежды мучеников — символ не царственного достоинства, а символ пролитой крови.
Слайд 13 Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются
с написанными ими иконами.
Алипий Печерский
Слайд 14У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша
– символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным
служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Иоанн Кронштадтский
Слайд 15 Преподобные (святые из монашествующих) Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима
Верховский держат в руках четки (символ молитвенного подвига).
Основа монашеского
подвига — пост и молитва, как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество — средство не только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» — эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад. Святость преподобных — это непрерывное общения с Богом в любви и молитве за весь мир.
Серафим Саровский
Слайд 16 Очень часто святые на иконах держат в руках книгу
или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и
святители, и преподобные, и праведные, и новомученики…
Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся.
Праведный
Симеон Верхотурск ий
Слайд 17
Основатели или ктиторы монастырей часто держат в руках
храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним
из храмов Марфо-Мариинской обители.
Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.
Великая Княгиня
Елисавета Феодоровна
Великая равноапостольная
княгиня Ольга
Слайд 18 Вот только одна деталь иконы – жест, – но
как много она говорит о святом! По ней мы можем
узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
Христос Пантократор
Слайд 19Благословляющая десница
Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде
букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем
Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
Слайд 20Ладонь праведника
Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой
ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды –
открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.
Слайд 21 Две ладони, раскрытые на груди . Некоторые исследователи толкуют
это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение
к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
мученица Анастасия
праведная Анна
Слайд 22 Рука, приложенная к сердцу , – жест, означающий, что
святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного
Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам .
преподобный Василиск Сибирский
Слайд 23 Руки, скрещенные на груди . С таким жестом пишут,
например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по
подобию того, как православные складывают руки, когда подходят ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».
Слайд 24 Образы на иконах, в отличие от картин, обязательно
имеют надпись на церковно-славянском языке, указывающую, кто изображен: имя и
чин святости. Но для того чтобы прочитать такие надписи, нужно хотя бы немного знать церковно-славянский язык и принятые правила сокращения церковно-славянских слов.
Святой праведный
Феодор Ушаков
Слайд 25источники
http://www.pravmir.ru/o-chem-govoryat-zhesty-na-ikonax/
Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологи
http://art.1september.ru/view_article.php?id=200900508