Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.
Чего не хватает?
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь; активизация словаря.
Материал: картинки птиц без какой -либо части тела.
Ход игры:
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.) /
Дети должны сказать, чего не хватает у птиц.
Кто как разговаривает
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление. Материал: картинки домашних птиц.
Ход игры: Перед детьми выставляются картинки домашних птицы Утка (кря-кря) – крякает; Гусь … .) - … .
Петух …. ) - …. Курица) - … .
Чья птичка дальше улетит?
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Материал: Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход игры: Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).
Какой птицы не стало.
Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.
Птичий двор
Цель: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Ход игры Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, утки, куры. Дети хором произносят звуки. «Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?» Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «Грру-грру-грру-грру!» «А сейчас послушайте стихотворение. Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они.
Наши уточки с утра ...
Наши гуси у пруда ...
А индюк среди двора ...
Наши гуленьки вверху ...
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт ...!
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы: «уточки», «гуси» и др.
Собери птичью семью
Цель: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
Материал: карточки с изображением домашних птиц.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки, назвать всех птиц, а затем собрать птичью семью.
Кого не стало?
Цель: развивать зрительную память, закрепить знание птиц.
Материал: картинки знакомых птиц.
Ход игры: Педагог выставляет картинки птиц (от 4 до 10, в зависимости от возраста детей), предлагает внимательно рассмотреть, затем дети закрывают глаза, а педагог убирает одну птицу. Дети должны угадать.
Найди, кого назову»
Цель: найти птицу по названию, используя дидактический материал.
Материал: картинки птиц.
Ход игры: Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующую картинку.
Кто как передвигается
Цель: развивать связную речь; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Утка (что делает) – ходит, плавает, летает;
Индюшка …. ) - ….
Курочка …. ) – квохчет,….
Дикие и домашние
Цель: закрепить умение классифицировать птиц, закрепить названия птиц, знать отличия домашних птиц от диких. активизация словаря детей.
Материал: картинки домашних и диких птиц.
Ход игры:
Детям предлагается разделить птиц на 2 группы: домашние и дикие, назвать их, обосновать ответ.
Улетает — не улетает Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время
Ход игры: Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.
Узнай птицу по описанию
Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Материал: картинки известных птиц, животных.
Ход игры:
Взрослый описывает внешние признаки птицы, а дети называет ее.
Если ребенок отгадал, то получает картинку.
Кто как голос падает?
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.
Ход игры:
Воспитатель называет известные птицы, а дети называют, как они издают звуки.
Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует .
Кто где зимует?
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Ход игры:
Воспитатель называет по очереди известных птиц, а дети машут руками, услышав название перелетной птицы, а если- название зимующей птицы, то хлопают в ладоши.
Счет птиц
Цель: закрепление согласования числительных с существительными
Материал: карточки с цифрами от 1 до 5, картинки с изображением птиц.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку с цифрой, а дети согласовывают существительное с числительным:
Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
Улетели птицы
Цель: упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе).
Нет (кого?) – нет филина, сороки
Нет (кого?) – нет филинов, сорок…
Подбери предмет к признаку
Цель: упражнять в подборе существительных к прилагательным, расширять словарь детей, развивать мышление, память.
Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин), соловьиная (песня)…
Чей хвост?
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-й-( -ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.
Ход игры.
Воспитатель: Ребенок. Нужно найти по заданию хвост животного, поставить стрелки в нужной позиции.
Воспитатель показывает на картинке хвост животного и спрашивает: «Чей хвост? » Ребенок отвечает: «Это лисий хвост». Потом ребенок на картинке находит хвост лисы, устанавливает стрелочки в нужном положении.
Упражнение «Нелепицы»
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь.
Ход игры:
-Послушай предложения. Расскажи чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца.
Из яиц птиц вылупились крокодильчики.
Дети сделали для аистов скворечники.
Тело птицы покрыто шерстью.
Птенцы строят гнёзда.
Скворец живёт в будке.
Докажи, что это птица
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам, развивать речь.
Материал: картинки страуса, пингвина, курица, птица киви.
Что лишнее
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Материал :карточки с набором из 4-х слов (картинок) : три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры :Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему? ». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Выложи птицу
Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения птиц по схемам, используя геометрические фигуры; придумывать фантастические птицы, развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Материал: карточки со схемами, набор геометрических фигур, игра «Сложи узор», палочки КЬюзенера, Колумбово яйцо, Вьетнамская игра.
Ход игры: 1 вариант: составить птицу по схеме.
2 вариант: Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.
Береги природу
Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.
Ход игры:
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.
Кто потерял?
Цель: продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач.
Научить детей распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.
Материал: картинки петуха, гуся, павлина, утки, изображения перьев данных птиц.
Кто где живет
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах развивать речь детей, обогащать их словарь;
Материал: картинки птиц, модули среды обитания птиц
Ход игры: Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
Настольно-печатная игра «Пирамидки»
Цель: Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев,-- экологическую пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.
Материал: Кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).
Ход:1 вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем. В. (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел? В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол). В. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке. (Дети выполняют). В. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке. Дети выполняют и объясняют, почему они так сделали. В. А где мы поставим кубик с картинкой дятла? Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста. В. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др. Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и объясняет их.
Настольно-печатная игра «Пирамидки»
2 вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.
Ход игры. Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть. Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.
Верю – не верю
Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю при этом отвечает тот ребенок кому воспитатель бросает мяч.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало? Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
Закончи предложение
Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.
Ход игры: воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.
Птицы нахохлились – (к непогоде.)
Снегирь под окном зачирикал на снегу –( к оттепели и слякоти).
Прилетели птицы
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры: Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки. Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Игровое упражнение «Танины марки».
Цель: Находить одинаковые картинки, узнавать и называть птиц, упражнять в классификации птиц, активизация словаря.
Материал: одинаковые картинки с изображением птиц.
Ход игры: Таня коллекционирует маки. В её коллекции много марок с изображениями птиц. Найди одинаковые марки, соедини их линиями между собой. Назови птиц, которые на них изображены. Какие это птицы? Обведи линиями синего цвета марки с изображениями зимующих птиц, зелёного – перелётных, а красного – домашних.
Домино
Цель: развивать внимание, закрепить названия птиц и их детенышей.
Материал: карточки, изготовленные по принципу домино с изображением птиц и их детенышей.
Ход игры: В игре могут принять 2-6 человек. Дети поочередно выставляют соответствующие карточки. Побеждает тот, кто быстрее всех лишится своих карточек.
Расскажи о своей любимой птице
Цель: упражнять в умении составлять описательный рассказ по плану педагога.
Ход игры: Педагог предлагает составить рассказ по предложенному плану:
размер,
-цвет оперенья,
-где живет,
чем питается.
Вопросы на засыпку
Цель: развивать логическое мышление.
Ход игры: Педагог предлагает ответить на ряд вопросов:
Ворона больше синицы. Кто меньше?
Чего больше птиц или перьев?
Назови ласково (с мячом)
Цель: упражнять в употреблении слов в уменьшительно-ласкательной форме.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении воспитатель помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Мы кормим птиц
Цель: упражнять в составлении предложений с опорой на картинки.
Материал: Снегири – ягоды рябины, синицы – сало,
голубь – хлебные крошки, воробей – зерна, дятел – семена шишек.
Ход игры: Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки.
Дети:
Я дам снегирям ягоды рябины.
Я угощу синиц семечками.
Я накормлю голубя хлебными крошками.
Я дам воробью зёрен.
Игровое упражнение «Кто за кем прилетает?»
Цель: развивать слуховое внимание.
-Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно. Послушайте меня очень внимательно и запомните, что я скажу.: «Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли». Первый из вас должен назвать птицу, которая возвращается первой, тот кому передадут птичку должен назвать первую птицу и добавить следующую , и так все по очереди. Последний должен назвать всех четырёх птиц в правильной последовательности. Готовы.
(Дети называют по-очереди, передавая птичку друг другу)
Дети имитируют движения.
Имитируют движения.
Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц
Я зимой кормлю всех птиц
Я зимой кормлю всех птиц
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.
Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик.
Шевелят выпрямленными пальцами рук.
Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот.
Подуть на раскрытые ладони.
Погладить тыльные стороны рук поочередно.
Хлопки в ладоши.
Потереть ладоши друг о друга.
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Сжимать и разжимать кулачки.
На каждое название птицы загибать пальцы.
Сжимать и разжимать кулачки.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Большие пальцы соприкасаются, ладони – крылья машут.
Пальцы правой руки обхватить левой ладонью.
Шевелить ими – птенцы.
Хлопки в ладоши.
Ладони открыты, пальцы растопырены.
Загибать пальцы поочередно.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу, в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Удары кулачками друг о друга сверху.
Раскрыть ладошки.
Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.
Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени
Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
И на юг не улетает –
Так, под крышей обитает.
Прыг, да прыг,
Да чик-чирик!
Жить он в городе привык!
Сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков.
Соединить ладони с сомкнутыми пальцами и
поднять руки вверх.
Опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола.
Сел на ветку снегирек
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
«Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками
Птички
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
Эта птичка – совушка,
Ну а эта – скворушка.
Эта птичка – воробей,
Ну а эта – соловей.
Эта – дятел, эта – стриж,
Эта же – поющий чиж,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока
Поднять обе руки и помахать кистями, изображая крылья птиц.
Называя птиц, поглаживать, разминать или растирать поочередно каждый палец.
Зимовать у нас остались
Дятлы, совы, воробьи,
Галки, голуби, синицы…
Прилетели снегири.
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Последовательно поднимать большой, указательный, средний пальцы правой руки.
Поднимать безымянный палец, мизинец правой руки и большой палец левой руки.
Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямить и переплести – «птичка», остальными пальцами совершать колебательные движения.
Снегири
Снегири.
Раз, два, три.
Прилетели, посидели,
Погалдели, улетели.
Улетели в небеса.
Вот какие чудеса
Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам.
Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.
Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.
Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Останавливаются, машут скрещенными ладонями.
С удивлением разводят руками.
Сорока
Рано утром издалека
Прилетела к нам сорока.
Стала громко стрекотать,
Длинным хвостиком махать,
Зернышки она клевала,
Все на свете рассказала.
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями.
Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево.
Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола.
Лесной лекарь
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит,
Лечит дятел старый дуб,
Добрый дятел дубу люб.
На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».
Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.
Помахать кистями рук – «летящая птица».
Скворечник
Мы построили скворечник
Для веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки
Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу.
Свести руки над головой.
Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.
Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.
Птенчики
Птенчики скворцов зовут:
- Мама, папа! Тут мы, тут!
Принесите нам еды
И немножечко воды.
Червячков мы поедим,
С вами в небо полетим!
Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики».
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями.
Птенчики в гнезде
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.
Шла кукушка
Шла кукушка мимо рынка,
У нее была корзинка,
А корзинка на пол – бух!
Полетело десять (девять, восемь) мух.
«Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.
Ладони соединить «ковшом» - «корзинка».
Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям), разъединить руки.
Развести руки в стороны, шевеля пальцами, - «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту.
Филин
Звездочки яркие
С неба упали,
Филину старому
Путь освещали.
Быстро нашел он
Дорогу к избушке,
Там, где его поджидала
Кукушка.
Филину ужин накрыла она,
В миску насыпав
Овса и пшена.
Филин все зернышки
Быстро склевал,
За ужин кукушке
«Спасибо» сказал.
Раскрыть ладони и растопырить пальцы – «лучи звездочек», покачать кистями рук вправо-влево.
Соединять кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать руками, как крыльями.
Собрать пальца обеих рук в щепоть и «клевать» ими «зерно».
Перелетные птицы
Птицы перелетные
В стаи собираются,
В края теплые летят,
До весны прощаются.
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
К югу все они летят,
Здесь замерзнуть не хотят.
Как наступят холода –
Не найдется им еда.
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Сжимают пальцы рук в кулаки.
Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.
Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди
Скрестить большие пальцы, помахать ладошками.
Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица.
Дети загибают или разгибают
поочередно пальцы на руке.
Птицы весной
К нам весной грачи вернулись,
Жаворонки и скворцы.
Следом ласточки примчались,
Прилетели журавли.
Игра малой подвижности «Гуленьки»
Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение Текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:
Ой, люли, люли, люленьки!
Прилетели к нам гуленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели возле люленьки.
Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит:
Они стали ворковать,
Ване спать не давать.
Ой, вы, гули, не воркуйте,
Дайте Ванечке поспать.
Дети останавливаются, педагог произносит:
Первая гуля говорит:
«Надо кашкой накормить».
Дети имитируют еду ложкой.
А вторая говорит: «Ване спать надо велеть».
Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.
А третья гуля говорит: «Погулять надо сходить».
Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.
Игры для младшего дошкольного возраста
Игра малой подвижности «Где спрятался воробей? »
Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10—15 см) .
Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:
Скачет шустрый воробей
Все быстрей, быстрей, быстрей!
Крошки хлеба поклевал,
Над землею полетал,
На березе посидел.
Кыш. Куда-то улетел!
Вас прошу, мои друзья,
Вы найдите воробья!
После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.
Подвижная игра «Воробышки и кот»
Инвентарь: маска кошки.
На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:
Вылетайте из гнездышек,
воробышки!
Поклюйте зернышек,
воробышки!
Быстро летайте,
Крыльями махайте!
Раз-два, раз-два,
Крыльями махайте!
Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воро-бышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносив «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.
Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки. 2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры. 3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.
Осторожные птицы
Цель. Закрепление представления по теме «Птицы».
Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.
Описание игры. Педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелёта опускается на какой-нибудь лужок поестp/pь или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается в воздух. «Давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подаёт тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут с своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно. Летом игру лучше проводить на воздухе.
Аист
Цель. Развитие выразительности речи, сочетание речи с движениями. Закрепление понятия «право – лево».
Оборудование. Шапочка аиста, корзиночка.
Описание игры. Один ребёнок изображает аиста. Ему надевают шапочку аиста. В нескольких шагах от него другой ребёнок с корзиночкой. Он заблудился в лесу. Увидев аиста, ребёнок обращается к нему:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой!
Ребёнок с корзиночкой выполняет все движения, о которых ему говорит аист, а затем садится на место.
Подвижная игра «Птицелов»
Дети становятся по кругу, выбирается «птицелов» — водящий, ко-торому завязывают глаза. Каждый выбирает себе птицу, голосу которой он будет подражать. Дети идут по кругу со словами:
Во лесу, во лесочке,
На заснеженном дубочке
Птицы сидели,
Тихо песни пели.
Вот птицелов идет —
В плен нас возьмет.
Дети разбегаются, а «птицелов» пытается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали, изображает свою птицу голосом, а «птицелов» угадывает, какую «птицу» он поймал. Затем выбирается новый «птицелов».
Подвижная игра «Голуби и кот».
Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите! » «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой! » «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».
Подвижная игра «Птицелов»
Играющие делятся на 3—4 группы по 4—6 человек в каждой. Каж-дая группа детей выбирает для себя какую-либо перелетную птицу, крику которой они хотели бы подражать. (Например, первая группа — «гуси», характерный крик — «га-га-га», вторая группа — «утки», характерный крик — «кря-кря», третья группа — «кукушки», характерный крик — «ку-ку», четвертая группа — «журавли», характерный крик — «курлы-курлы».) Все дети встают в круг, в центре которого — водящий-«птицелов» с завязанными глазами. «Птицы» произвольно ходят, кружатся по площадке вокруг «птицелова» и произносят:
Птицы крылья расправляют,
К югу птицы улетают,
Птицы весело поют.
Ай! Птицелов идет!
Птицы, улетайте!
«Птицелов» хлопает в ладоши, играющие-птицы замирают на месте (прятаться за какими-либо предметами нельзя, а «птицелов» начинает их искать. Тот игрок, которого найдет водящий, подражает крику птицы, которую он выбрал. «Птицелов» старается угадать название птицы и имя пойманного им игрока. Пойманный игрок становится водящим-«птицеловом». Игра повторяется 2—3 раза.
Филин и пташки
Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.
На сигнал «Филин! » все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.) . Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т. д.) . Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.
Вариант. Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом? »; «Мы чайки, где наш дом? »; «Мы утки, где наш дом? » Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.
Игра с мячом «Кто что делает?»
Цели. Расширение глагольного словаря {сидит, летит, ходит, клюет). Закрепление умения ловить и бросать мяч.
Оборудование. Мяч среднего размера.
Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг.
Воспитатель. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. Тот, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица.
Ворона. (Бросает мяч ребенку)
Ребенок. Сидит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Воробей. (Бросает мяч ребенку.) 2-й ребенок. Летит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Грач. (Бросает мяч ребенку.) 3-й ребенок. Ходит. (Бросает мяч воспитателю.)
Воспитатель. Голубь. (Бросает мяч ребенку) 4-й ребенок. Клюёт. (Бросает мяч воспитателю.)
Подвижная игра «Голубь».
Цель: упражнять в произношении звуков «Л» и «Р».
Ход игры. Дети выбирают «ястреба» и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в стороне, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш!» Они разлетаются, а «ястреб» их ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули-гули-гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой».
Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это лес, а в середине квадратик – это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные – «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» – поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести из леса Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.
Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.
Подвижная игра «Голуби и кот».
Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите! » «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой! » «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».
Птицы в клетке
Цель: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Описание:
Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» — это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу й выходят из клетки. Игра повторяется 2—3 раза.
Коршун и наседка
Цель. Развивать умение держать равновесие при движении из стороны в сторону.
Оборудование: маски.
Ход игры. Считалкой выбирают Коршуна, остальные цыплята. Цыплята становятся в ряд друг за другом, держась за талию, впереди мама-Курица. Коршун роет ямку, Наседка с цыплятами ходит рядом. Цыплята крепко держатся за наседку и друг за друга. Курица должна защитить самого последнего цыпленка от Коршуна, который налетает на колонну и последнего цыпленка. Игра кончается, когда поймано большинство цыплят.
Гнезда и ястребы
Цель: ориентировка в пространстве, развитие внимания.
Ход игры:
Играющие делятся на две группы: «певчих птиц» и «ястребов». «Птицы» идут в лес или кустарник на расстояние 40-50 шагов прятать гнезда. Каждая «птица» делает из травы гнездо и кладет в него камешки. Через несколько минут туда идут «ястребы» и ищут гнезда. Чтобы облегчить задачу «ястребам», «птицы» остаются на расстоянии 5-10 шагов от своих гнезд. Поиски продолжаются 10 мин. Затем подсчитывается, сколько гнезд найдено. Если найдено больше половины, побеждают «ястребы». Если меньше, побеждают «птицы».
«Совушка»
Цели: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Ход игры: На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.
«Перелет птиц»
Цель: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Ход игры:
Дети бегают по площадке – это «птицы». По сигналу воспитателя: «Ветер, буря!» дети подбегают к гимнастической стенке (пенькам) и быстро залезают на нее – прячутся. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». Дети слезают и вновь бегают по площадке. Игра повторяется 4–5 раз.
“Пингвины”.
Цель: развивать интерес к играм соревновательного характера.
Ход игры:
Две команды становятся друг за другом в колонну. Задача участников: мяч зажать коленями и допрыгать до конуса, возвратится обратно бегом, передать эстафету следующему участнику.
«Гуси летят»
Цель: развивать внимание, соблюдать
правила игры.
Описание:
Вожаком избирается игрок, который знает как можно больше названий животных и птиц. Вожак придумывает названия летунов:
«Гуси летят», «Утки летят» и т.д. Дети поднимают руки и машут крыльями. При этом громко говорят: «Летят» – и быстро опускают руки. Когда вожак говорит, например: «Щуки летят», игроки могут допустить ошибку и помахать руками. У того, кто ошибся, берут фант, который он должен выручить в конце игры (рассказать стихотворение, спеть песню, станцевать).
Правила игры. Дети должны быть внимательными и не ошибаться.
«Филин и пташки»
русская народная игра
Цель: развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.
Описание:
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
Птенцы
Игра даст Вам прекрасную возможность установить в группе спокойную атмосферу и сконцентрировать внимание детей; кроме того, играя в нее, дети учатся внимательно слушать. Во время игры дети могут сидеть на своих местах или в кругу.
Возраст: с 6 лет.
Ход игры:
- Я хочу предложить вам игру, которая называется «Птенцы». Кто из вас хотел бы быть Птицей-мамой или Птицей-папой?
Птицы-родители идут к двери.
Затем выбираются пять детей, которые будут Птенцами. Все опускают головы на руки, и Птица-мама приглашается обратно в класс. Один из Птенцов очень тонким голосом пищит; остальные дети сидят очень тихо. Птица-мама идет вдоль круга и пытается найти своего Птенца. Когда она обнаружит одного, она кладет руку ему на плечо и говорит: «Вот ты где!». Этот Птенец может поднять голову. Когда все Птенцы будут найдены, можно сыграть в эту игру еще раз.
Имитируют движения по тексту
Имитируют движения по тексту
«Ласточки»
Ласточки летели, Дети бегут по кругу,
машут руками.
Все люди глядели.
Ласточки садились, Приседают, руки
опускают за спиной.
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Бегут по кругу.
Полетели, полетели, взмахивают руками
Песенки запели.
«Утки»
Цели. Координация речи с движением. Совершенствование навыка договаривания словосочетаний. Расширение и уточнение глагольного словаря {качались, брызгались, плескались). Закрепление умения приседать без опоры. Развитие подражательности, творческого воображения.
Описание. Воспитатель приглашает детей выйти на ковер, выразительно произносит текст и показывает детям, как следует выполнять движения. Дети делают упражнение вслед за педагогом и договаривают словосочетания. Воспитатель побуждает детей к произнесению текста. Особое внимание уделяется развитию подражательности.
Ути-ути-утки, Вперевалку идут по кругу друг за другом.
Уточки-малютки
На волнах качались, Приседают. Встают, машут руками, как
Брызгались, плескались. крыльями.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть