Слайд 1КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ
ПО ДЕТСКОМУ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ
Коломиец
Татьяны Николаевны
МДОАУ №18Детский сад
«Гнёздышко» »
Слайд 2 ОПЫТ «ИЗМЕРИМ РОСТ»
МАТЕРИАЛЫ:
Ростомер.
Линейка.
ДЕЙСТВИЯ:
Стать спиной и пятками плотно
к стене.
Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру.
Отметить
рост на ростомере.
РЕЗУЛЬТАТ:
Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.
Слайд 3ОПЫТ
«ВЗВЕШИВАЕМ ВЕСАМИ И КАНТОРОМ».
МАТЕРИАЛЫ:
Кантор.
Весы аптекарские с разновесами.
Небольшие предметы
для взвешивания.
Карта для записи результатов.
ДЕЙСТВИЯ:
Взвесить один предмет кантором.
Перевесить этот же
предмет на аптекарских весах.
Сделать «запись» результатов.
Сделать вывод о том, где измерение точнее.
РЕЗУЛЬТАТ:
Аптекарские весы более точные. Их используют при взвешивании лекарств.
Кантор менее точный инструмент, его лучше использовать для более крупных предметов.
Слайд 4ОПЫТ
«ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА».
МАТЕРИАЛЫ:
Термометр медицинский электронный (на каждого
ребёнка).
Часы.
ДЕЙСТВИЯ:
Включить термометр.
Поставить его под мышку.
Подождать 3 минуты или до сигнала
термометра.
РЕЗУЛЬТАТ:
У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса.
Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.
Слайд 5ОПЫТ
« ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА».
МАТЕРИАЛЫ:
Термометр для измерения
температуры воздуха (на каждого ребёнка).
Термометр для измерения температуры воды (на
каждого ребёнка).
Емкости с водой разной температуры.
ДЕЙСТВИЯ:
Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери.
Термометры для воды положить в ёмкости с водой.
Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта.
РЕЗУЛЬТАТ:
Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.
Слайд 6ОПЫТ
«КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?»
МАТЕРИАЛЫ:
В данном опыте нет специальных материалов. Опыт
предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой.
ДЕЙСТВИЯ:
Предложить детям представить большой воздушный
шар.
Взявшись за руки построить круг – хоровод.
Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю.
РЕЗУЛЬТАТ:
Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.
Слайд 7ОПЫТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ».
МАТЕРИАЛЫ:
Физическая карта одной из частей света на каждую
мини-группу ( 2-3 человека).
Флажки – метки или любые другие доступные
варианты удобных меток.
ДЕЙСТВИЯ:
Выбор пункта назначения.
Выбор транспортного средства передвижения.
Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте.
Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
РЕЗУЛЬТАТ:
Карта – незаменимый помощник в любом путешествии.
Слайд 8ОПЫТ
«РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ»
МАТЕРИАЛЫ:
6 одноразовых стаканов, ложка.
Соль, сахар.
Порошок
из мела, песок.
Рис, мёд, вода.
ДЕЙСТВВИЯ:
Разлить воду по стаканам.
Положить в каждый
по ложке каждого вещества.
Размешайте.
РЕЗУЛЬТАТ:
Есть вещества растворимые (соль, сахар, мёд). Есть нерастворимые (мел, песок, рис).
Молекулы воды просачивается между молекулами растворимых и растворяют их. С нерастворимыми такого не происходит.
Слайд 9ОПЫТ
«ВОЗДУХ - СРЕДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКА»
МАТЕРИАЛЫ:
Лист пластика ( прозрачный
целлофановый пакет).
Резинка.
Пластиковая миска.
Сковорода.
Деревянная ложка.
Несколько зёрен риса или других лёгких семян.
ДЕЙСТВИЯ:
Накройте
миску листом пластика (пакетом).
Закрепите лист на миске резинкой (следите, чтобы было хорошо натянуто).
Положите семена на лист пластика (пакет).
Держите сковороду близко к миске, не касаясь её.
Ударьте по сковороде деревянной ложкой несколько раз.
РЕЗУЛЬТАТ: Зёрна «прыгают»! Удары ложкой создают звуковые волны, воздух вибрирует. Звуковые волны заставляют вибрировать и миску и семена.
Слайд 10ОПЫТ
«ИЗМЕРИМ СТУЛ»
МАТЕРИАЛЫ: (на каждую пару детей).
Стул.
Карта измерений стула (рисунок
вверху).
Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула.
Рулетка строительная.
ДЕЙСТВИЯ:
1. Измерить стул тапочком,
внести результат в карту.
2. Измерить стул шарфиком, внести результат в карту.
3. Измерить стул карандашом, внести результат в карту.
4. Измерить стул рулеткой, внести результат в карту.
5. Сравнить результаты с результатами своих «коллег».
6. Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков, а, следовательно, верен.
РЕЗУЛЬТАТ:
Для точных измерений нужен точный инструмент.
Слайд 11
ОПЫТ
«НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»
МАТЕРИАЛЫ:
Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка.
Линейка для каждого ребёнка.
ДЕЙСТВИЯ:
Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки.
Визуально отрезки кажутся разными по длине.
Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки.
Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по
длине.
РЕЗУЛЬТАТ:
Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.
Слайд 12ОПЫТ
«СВОЙСТВА ВОСКА»
МАТЕРИАЛЫ:
Восковая свеча.
Зажигалка.
Подставка для свечи.
Лист пластика или мисочка.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Изучаем
внешний вид восковой свечи.
2.Нагреваем свечу (воск).
3.Охлаждаем свечу (воск).
РЕЗУЛЬТАТ:
Воск
- твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.
Слайд 13ОПЫТ
«СВОЙСТВА ТВЕРДОГО ТЕЛА И ЖИДКОСТИ».
МАТЕРИАЛЫ:
Стаканчики с вареньем, металлические
пластинки.
Стаканчики.
Соль.
Вода.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Опустить палец в варенье.
2. Попробовать проткнуть пальцем сталь (стекло).
3.
Перелить воду из одного стакана в другой.
4.Налить воды в стакан с солью.
РЕЗУЛЬТАТ: Палец по-разному проходит сквозь вещества, т.к. частички из которых они состоят, по-разному расположены. (Молекулы и молекулярная структура веществ).
Слайд 14ОПЫТ
«ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ГАЗ И ЕЁ ИСПАРЕНИЕ».
МАТЕРИАЛЫ:
Спиртовка (осторожное обращение
с огнем).
Вода.
Емкость для воды.
Два платка, одинаковые по размеру и ткани.
ДЕЙСТВИЯ:
На
огне спиртовки довести воду до кипения.
Наблюдать за паром.
Свернуть два платка вчетверо.
Намочить их в воде.
Положить их на солнце.
РЕЗУЛЬТАТ:
При нагревании вода испаряется, то есть превращается в пар (газ). Так исчезают лужи после дождя, высыхает земля, белье после стирки. Чем больше поверхность испарения, тем быстрее поверхность сохнёт.
Слайд 15Экспериментирование с растениями
Слайд 17 То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что
я сделал, я знаю.