Слайд 1
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ РАСКРЫТИЯ РЕЧЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА
С ПОМОЩЬЮ
приемов МНЕМОТЕХНИКИ И ИКТ
ВоспитателЬ МБДОУ № 49 г.Апатиты
Смоликова К.В.
Слайд 2
Задачи
Создать условия для формирования связной, последовательной, грамматически правильной
речи, учить излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из
окружающей жизни.
Слайд 3«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет
долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он
их усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Слайд 4Мнемотехника
Система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми
знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание
структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Слайд 5Мнемотехника
помогает решить задачи
-развивать связную речь у детей;
-обогащать словарный запас;
-составлять
рассказы;
-пересказывать произведения художественной литературы;
-отгадывать и загадывать загадки;
- заучивать стихотворения;
-
разучивать чистоговорки;
-автоматизация или дифференциация (проговаривания) звуков;
-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного и ассоциативного мышления;
-увеличение объема памяти путём образования дополнительных ассоциаций;
-сокращение времени обучения;
-перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Слайд 6Начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам
(небольшие 4квадрата 2Х2), и позже — к мнемотаблицам.
Слайд 7Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки,
явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых
звеньев сюжета рассказа.
Слайд 9В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует
наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
ИКТ позволяет
Показать информацию на экране
в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
Слайд 10Например: Пересказ художественного произведения.
К. Ушинский «Лекарство».
Слайд 11На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры («Составь рассказ»,
«Что сначала, что потом» и т.д.), которые помогают детям научиться
классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Слайд 12Литература:
1. Большова,Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники. СПб.,2005.
2. Вахрушев,А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва
“Баласс”, 2000.
3. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
4. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
5. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
6. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
7. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
8. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
9. Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.