Слайд 1
компетентностный подход
в обучении
Методическая мастерская
« Конструирование урока на
компетентностном подходе
в обучении
Слайд 2 Плохой учитель
преподносит истину,
хороший-
учит ее находить.
А.Дистерверг.
Слайд 3Компетентностный подход: основные понятия, место в образовательном процессе
Цели:
ознакомление с
основными понятиями компетентностного подхода;
определение места компетентностного подхода в образовательном
процессе, конструирование урока на компетентностном подходе.
Форма проведения: методическая мастерская
Состав участников: члены МО учителей математики. физики, информатики
Вопросы, выносимые на обсуждение:
Актуальность применения компетентностно-ориентированного обучения в школе Из истории возникновения компетентностно-ориентированного подхода
Компетентностный подход: суть и отличия
Реализация компетеньностного обучения в педагогической практике
конструирование урока на компетентностном подходе.
Слайд 4Сравнение компетентности с другими результатами образования
Слайд 5Особенности компетентности как результата образования
В сравнении с другими результатами образования
компетентность:
является интегрированным результатом,
проявляется при использовании в практической деятельности
и жизненных ситуациях,
позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности),
существует в форме деятельности, а не информации о ней
(в отличие от знания),
Слайд 6Актуальность компетентностного подхода в образовании
Уходит эпоха «образования на всю
жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною
в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
Слайд 7Современный урок
Компетентностный урок
Чем он отличается от традиционного?
Слайд 9Что отличает компетентностный урок?
Место в образовательном процессе
Структура
Содержание
Организационные формы
Методика
средства
Слайд 10Структура урока
Традиционная дидактическая структура основана на логике
преподавания:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление
Современная
дидактическая структура основана на логике познания:
Актуализация
1.мотивационная, 2.содержательная
Изучение нового материала
Рефлексия
Слайд 11Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования может включать
в себя 5 основных этапа:
1-й этап – целеполагание. Определяется место
учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. ученик сам ставит цель (участвует в постановке цели, а, следовательно, учитель организует ситуацию постановки, понимания и принятия цели учащимися как собственной учебной задачи ». Сформулировать цель деятельности – трудная задача для многих взрослых людей, а для учащегося тем более. Поэтому можно сформулировать цель и сначала написать ее карандашом, а затем (в процессе работы) вернуться и откорректировать ее, написав окончательный вариант. Ещё один принцип компетентностного подхода - диагностичность (измеримость) целей урока, что предполагает ответ на вопросы: «Что должен научиться делать ученик?» и «Как я, учитель, делаю это сам?» Ученик должен понимать, что все, что он сегодня делал можно перенести на другой объект и изучать его тем же способом, что и означает развитие надпредметных умений
Слайд 122-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём
происходит:
1. Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
· теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
· практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
· воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы;
2. Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования);
3. Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
Слайд 133-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.
Компетентностный подход
ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в
различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:
Исследовательский метод и вид деятельности;
Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока;
Многообразие подходов и точек зрения;
Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
Слайд 144-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими
действиями знание преобразуется в способ деятельности).
На заключительном, 5-м
этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции
Слайд 15
1. Целеполагание на уроке
2. Мотивация
3. Деятельностные методы и приемы обучения
4. Рефлексивное пространство
урока
Аспекты компетентностно-ориентированного урока
Конструирование урока на компетентностной основе
Слайд 17
Конструктор урока на основе компетентностного подхода в обучении