Слайд 2 Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи,
а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в
аспекте человеческой деятельности.
Слайд 3Структура речевого акта
говорящий;
адресат;
исходный материал сообщения (включая общие знания
говорящих);
цель сообщения;
развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
контекст и
ситуация общения;
межличностные отношения участников общения.
Слайд 4Классификация речевых актов
информативные речевые акты (сообщения);
предписывающие речевые акты;
речевые
акты принятия обязательств;
речевые акты, выражающие психологические состояния;
декларации (акты
осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
Слайд 5Единицы общения
Под речевым событием
понимается конкретный
факт речевой активности,
направленной
на создание и
понимание текста в целях общения.
Дискурсом называют текст
в совокупности
с экстралингвистическими
характеристиками акта общения,
т.е. текст, взятый в событийном
аспекте.
Речевая ситуация представляет собой
условия, обстановку, в которой происходит
речевое общение между участниками.
Слайд 6Формы речи
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения;
основная
форма использования естественного языка
в речевой деятельности.
Письменная речь - это
речь,
созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге,
ином материале, экране монитора.
Слайд 7Виды речи
говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание -
восприятие звуковых сигналов и их понимание;
письмо - использование видимых
графических символов для передачи сообщения;
чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Слайд 8Говорение
Техника речи
Фонация (речевое дыхание)
Голос
(правильные навыки
голосообразования)
Дикция
(степень отчетливости
произношения)
Слайд 9Дикция
Правильность артикуляции - это такие движения
органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образования звука.
Степень отчетливости артикуляции - это показатель разборчивости устной речи.
Манера выговаривать слова включает в себя характерный для каждого индивидуума темп речи, продление или редукцию слогов, особые модификации интонации.
Слайд 10Слушание
этап первичного анализа
звукового сигнала и
его психомеханической обработки
этап смысловой интерпретации
Слайд 11Для чего необходимо слушать?
Получение информации.
Развлечение.
Воодушевление.
Анализ фактов и
идей.
Улучшение собственной речи.
Слайд 12Факторы эффективного слушания
Отношение слушателей.
Интерес слушателей.
Мотивация слушателей.
Эмоциональное состояние.
Слайд 13Как слушать?
умение концентрироваться;
умение анализировать содержание;
умение слушать критически;
умение
конспектировать.
Слайд 14 Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения
мысли и всеми деталями сообщаемого.
Это умение предполагает следующие приемы:
Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет ее развивать.
Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
Слайд 15 Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для
слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если
одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста.
Умение анализировать опирается на следующие приемы:
определение цели речи;
определение композиции речи;
определение главной темы речи;
определение главных идей оратора;
определение форм аргументации;
определение форм резюмирования и заключительных выводов.
Слайд 16 Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие
действия:
Связывайте то, что говорит выступающий, с собственным опытом.
Резюмируйте
и систематизируйте то, что услышали.
Анализируйте и оценивайте то, что услышали.
Слайд 17Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить
для себя запись лекции, доклада, выступления
Слайд 18 При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
Используйте короткие
предложения и абзацы.
Записывайте только важные положения и фактический материал.
Используйте сокращения и символы.
Делайте разборчивые записи.
Подчеркивайте важные идеи.
Периодически просматривайте записи.
Слайд 19 Совершенствование навыков письма возможно на основе постоянной тренировки
в составлении письменных жанров, которые необходимы человеку в работе.
Слайд 20 Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Развитие навыков
чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время.
На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:
фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;
движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;
поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.
Слайд 22 Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой
деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
Слайд 23 Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена
высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности
говорящего собеседником.
Слайд 24 Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении
нескольких лиц.
Слайд 25Текст как единица речи
Текст - объединенная смысловой связью
последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и
цельность.
Слайд 26Типы текстов
Описание - это констатирующая речь,
как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах
объекта путем перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
Рассуждение - это тип текста, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые положения.
Слайд 27Жанры текстов
текст-ретроспекция
текст-побуждение
оценочный текст
контактоустанавливающий текст
Слайд 28В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание
Слайд 29В деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание.
Слайд 30 В публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.
Слайд 31 Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии
в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или
официальный отчет.
Слайд 32 Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.
Слайд 33 Контактоустанавливающие тексты - это приглашения, поздравления, рекламные сообщения,
личные резюме, информационные письма, письма-предложения о сотрудничестве.