Слайд 1
Консультация для педагогов
«Сказкотерапия»
Теплякова О. А.
Воспитатель старшей группы.
Слайд 2
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт
А. С. Пушкин.
«Любите ли вы театр так, как я люблю
его?» - спрашивал своих современников В. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр. И эти чувства великого поэта и выдающегося критика разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшись с этим удивительным видом искусства.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи сказок, грустят, огорчаются вместе с ним, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Слайд 4:
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в
которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его
мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствуется речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям - осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка.
Слайд 5Использование театрализованного творчества позволяет:
• формировать у детей представление о театре как
об искусстве изображения драматических произведений на сцене, воспитывать у малышей
интерес к театрально - игровой деятельности, совершенствовать их музыкальные способности при создании художественного образа;
• формировать у детей нравственное поведение (воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);
• активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
• прививать ребятам элементарную экологическую культуру, расширять и углублять их знания об окружающем мире;
• развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
• развивать эмоционально - волевую сферу ребят.
Слайд 6
Очень ответственный момент - распределение ролей. А они, как известно,
бывают и простыми, и более сложными. Не секрет, что уровень
развития детей не одинаков, поэтому каждый ребенок получает роль в соответствии со своими способностями.
В процессе разучивание ролей маленькие «артисты» проигрывают сказку, при этом используют теневой, кукольный, пальчиковый или настольный театр. Ребята меняются ролями, что полезно для правильной самооценки.
Педагоги используют любые моменты в жизни группы для упражнения детей.
В различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, громко, быстро, медленно). Так у ребят развиваются мелодико-интонационная выразительность и плавность речи.
Слайд 7
Ребята, начиная со второй младшей группы, показывая театрализованное представление, проявляют
свое мастерство, они, всегда радуют малышей, пользуются у них большой
любовью. Ребенок передает свои эмоции, чувства, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку.
На протяжении нескольких лет в детском саду были показаны представления по русским народным сказкам: «Курочка ряба», «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя», «Хвосты», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка - Хаврошечка», «Чудесный колокольчик», «Царевна - Лягушка», «Гуси - лебеди».
Слайд 8
В театрализованных представлениях использовалось много музыки, которая подчеркивает характер героев.
Под нее маленьким «артистам легче имитировать движения» персонажей. При этом
у детей совершенствуется координация, вырабатывается чувство ритма. Дети играли в народные игры «Заря - заряница», «Ворон», водили хороводы «Земелюшка - чернозем», «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице, во кузнице», «Ой, вставала я ранешенько», танцевали «Кадриль». Движения сопровождались репликами, стихами, пением.
От игры к игре дети все лучше запоминали тексты, овладевали средствами выразительности, перевоплощались в своих героев - «входили в образ».
У ребят появилось чувство ответственности за успех.
В день спектакля в коллективе детей царит приподнятое, радостное настроение.
Роли все выучены, костюмы сшиты, гости приглашены, подготовлены пригласительные билеты, афиши. Взрослые и малыши волнуются. Звучат первые звуки музыкального вступления, действие началось, аплодисменты, улыбки, поздравления
Слайд 9Заключение.
Итак, театрализованные игры - один из самых эффективных способов коррекционного
воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения
- учить играя.
Коллектив детского сада принимает активное участие в фестивалях театрализованных представлений, и для своих воспитанников педагоги неоднократно организовывали спектакли по русским народным сказкам.
Слайд 10
VII.Организация развивающей среды образовательного учреждения, где организовано инклюзивное образование
Слайд 11Уточнение цели и задач инклюзивного образования
Социализация
Повышение мотивации к самореализации
Развитие личностных качеств
Расширение образовательных возможностей
А.М. Витковская
Слайд 12Возможности участия детей в инклюзивном образовании
от степени тяжести дефекта (зрения,
состояния здоровья, сопутствующих дефектов, уровня познавательных возможностей и т.д.)
от возраста
Слайд 13Подготовка специалистов для работы в инклюзивных учреждениях
Подготовка специальных кадров
Педагог общего
образования со знаниями специальной педагогики и специальной психологии
Педагог, учитель-дефектолог,
ассистент, волонтёр - ?