Слайд 1Выявление раннего детского аутизма
Слайд 2Аутизм
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером
(1857-1939). Аuto — по-гречески сам. Ранний детский аутизм (РДА) в
1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л. Каннером.
Слайд 3АУТИЗМ –сложное нейробиологическое отклонение, сопровождающее человека на протяжении всей жизни.
АУТИЗМ
мешает способности человека общаться и строить отношения с другими людьми.
Симптомы могут варьироваться от очень незаметных до весьма серьёзных. Все эти отклонения характеризуются различными степенями ухудшения в навыках коммуникации и социальных способностях, а также навязчивым поведением.
Слайд 4Отечественная психология и педагогика
Многие отечественные авторы рассматривают РДА как начальный
этап детской шизофрении или, что значительно реже, как одну из
форм шизоидной психопатии.(Сухарева, Башина, 1955 г.)
Слайд 5По данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики в США
уровень распространения аутизма среди детей на 2016 год определяется как
1 из 68 детей.
Предполагается, что в мире 67 млн. человек имеют РАС.
Появился пугающий термин «пандемия аутизма».
Слайд 6Аутизм –нарушение развития
ребенок рождается с данным нарушением
аутизм диагностируется в течение
первых трех лет жизни
связан с патологическими биологическими, химическими и неврологическими
процессами головного мозга
Слайд 7Причины
Генетические факторы
генные мутации (на 10 генах)
Наследственность
Патологические химические и
биологические механизмы работы головного мозга
Факторы связанные с окружающей средой
Слайд 8Триада симптомов
Характерной особенностью детей с РАС является «триада нарушений», выделенная
Л. Винг и ее коллегами. Она включает нарушения в области
коммуникации, социального взаимодействий и поведения (ограниченность, стереотипии).
Слайд 9
Лорна Винг описала сложности социальной сферы, присущие детям с аутизмом,
проявляющиеся в трех различных областях функционирования, как «Триаду нарушений социального
взаимодействия» (Wing,1992).
Три аспекта Триады (по Л. Винг):
Нарушение социального взаимодействия.
Нарушение социальной коммуникации.
Нарушение поведения.
Д-р Винг и д-р Гоулд (1979) ввели термин «нарушения аутистическогоспектра», который показывает, что есть целый спектр проблем и подтипов аутизма.
Слайд 10Проявления аутизма
Задержка развития речи
Повторяющееся поведение
Задержка развития игровых навыков
Трудности социального
характера
«Отличается от других»
Агрессия
Вызывающее поведение (истерики)
Повышенная активность
Тревога («отгораживание» и страхи)
Проблемы
с едой и со сном
Сложность приучения к туалету
Слайд 11Нарушения социальных навыков
Отсутствие совместного внимания(не делится впечатлениями);
Нестабильный глазной контакт;
Отсутствие понимания
того, что люди могут иметь свои мысли и чувства; отсутствие
симпатий и привязанностей;
Задержка в развитии игровой деятельности:
-не имитирует
-предпочитает играть один
-манипуляторные и ритуалистические игры
-воображаемая и ролевая игра не развиваются
Слайд 12Нарушение коммуникации
Речь развивается медленно, а может вообще отсутствовать, отсутствие коммуникации
через жесты и мимику
Понимание речи затруднено
Не может просить предметы
Не называет
предметы и действия
Заменяет местоимение 1-го лица 3-м лицом
Отвечает на вопрос повторением самого вопроса (эхолалия)
Монотонность речи или высокий тон, повторение услышанных фраз
Не следует инструкциям
Слайд 13Дети с аутизмом
Ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют
отсутствующий, устремленный в себя взгляд;
Проявляют настойчивое внимание к частям
предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т.д.);
тяготеют к определенным предметам (например, настойчиво требуют иметь всегда определенный предмет в руках);
Имеют ограниченный круг интересов и концентрацию на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);
Настойчиво требуют придерживаться точного повторения одних и тех же действий, (ритуальность);
проявляют неудовольствие или истерику при изменениях в окружающей обстановке.
Слайд 14Стереотипное поведение
Моторные стереотипы (повторяет одно и то же движение)
Потряхивания
руками
Раскачивание тела
Кружение
Прыжки
Перетирание пальцев перед глазами
Вокальные стереотипы
повторение одного и того же
звука
повторение одной и той же фразы
Слайд 15Восприятие сенсорной информации
Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам
Визуальные стимулы (непереносимость
яркого света)
Аудиторные стимулы (непереносимость громкого звука)
Тактильные стимулы (непереносимость физического контакта,
прикосновений одежды)
Оральные стимулы (непереносимость вкуса, текстуры пищи)
Обонятельные стимулы (непереносимость запаха)
Пониженная чувствительность к болевым ощущениям
Дефицит восприятия мультимодальной информации:
-ребёнок слушает, не глядя в глаза
-не может находиться в общественных местах, где много народа.
Слайд 16Тревожные симптомы
ребенок не смотрит в глаза;
говорит о себе в третьем
(он) или во втором (ты) лице;
все время повторяет слова, фразы;
ребенок
начинал говорить первые слова, но речь пропала;
не произносит слова, мычит;
не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;
ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
трясет головой, руками, раскачивается;
ходит на носочках;
грызет пальцы, руки;
бьет себя по лицу;
у ребенка истерики, приступы агрессии;
боится незнакомых/ чужих;
пугается звуков, вздрагивает;
боится света, все время выключает его.
Слайд 17Психологические установки в работе с детьми с РАС
Доброжелательность . Агрессия
взрослых – препятствие на пути к установлению положительного контакта.
Целеустремленность .Только
ежедневное обучение позволит ребенку осваивать новые умения.
Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка.
Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
Нельзя позволять ребенку управлять собой.
Слайд 18Правила работы с детьми с РАС
Принимать ребенка таким, какой
он есть.
Исходить из интересов ребенка.
Строго придерживаться определенного режима
и ритма жизни ребенка.
Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок.
Как можно чаще разговаривать с ребенком.
Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребенка.
Слайд 19Игры с детьми с РАС
Сенсорные игры;
Присоединение к стереотипным играм.