Слайд 1Кризис семи лет и проблема готовности ребёнка к школе
Слайд 2План.
Психологическая готовность к школе.
1.1.Актуальность проблемы.
1.2. Понятие психологической готовности к школе.
2.
Компоненты психологической готовности к школе.
2.1. Социально – личностная готовность.
2.2. Эмоционально
– волевая готовность.
2.3. Интеллектуальная готовность.
Вывод.
Вопросы для самопроверки.
Список используемых источников.
Слайд 3Готовность ребёнка к школе – это “овладение умениями, знаниями, способностями,
мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы
поведенческими характеристиками” (А.Анастази).
Готовность ребёнка к школе – это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья (А.А.Люблинская).
Готовность ребёнка к школе – совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентности) ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения (Н.Н.Гуткина).
Слайд 4Актуальность проблемы:
В течение последних лет в отечественной педагогике и психологии
наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребёнка – дошкольника из
детского сада в школу и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой “школьной зрелости” трудно переоценить, так как именно эффективная подготовка детей к школе определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Н.И.Гуткина и др.).
Слайд 5Проблемы
Педагоги практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович,К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые
ребёнком на этапе школьного обучения:
Детям сложно следовать новым для них
правилам школьной жизни;
Ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей;
Справляться с новой ролью ученика;
На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими;
У детей нередко возникают трудности в усвоении учебной программы;
Наблюдается недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы;
В следствии этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания;
Низкая социально-личностная готовность ребёнка к школе: отсутствие у детей навыков культуры поведения в плане принятия качественно новой позиции в системе отношения с окружающими.
Слайд 6Компоненты психологической готовности к школе
1. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА:
Личностная и социально-психологическая
готовность ребенка к школе заключается:
В формировании готовности к принятию
новых форм общения;
К принятию новой “социальной позиции” – положения школьника, требующей от ребенка выполнения новых для него правил и обязанностей, связанных с иным положением в обществе;
Личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, к родным, к самому себе.
“Положительные значения для обучения имеет наличие у ребёнка личностных форм общения с взрослым, независящих от конкретной ситуации” Е.О. Смирнова.
Слайд 72.Эмоционально-волевая готовность ребёнка.
Предполагает наличие у ребёнка мотивации к обучению:
внешняя и
внутренняя.
Внешняя мотивация ребёнка привлекает внешняя атрибутика школьной жизни (новая форма,
новый ранец, интересный набор школьных принадлежностей и др);
Внутренняя мотивация состоит в том, что ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед за прилежание в учёбе.
“Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребёнка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребёнком как его собственная потребность («Хочу в школу»)”. Е.О.Смирнова.
Слайд 8Наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы и
коммуникативная готовность к обучению, которая обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
Наличие внутренней позиции школьника и эмоционально - волевой готовности к школе обнаруживается в том, что:
Ребёнок решительно отказывается от дошкольно-игрового индивидуально-непосредственного способа существования;
Проявляет ярко положительные отношения к школьно-учебной деятельности в целом;
Особенно к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Вывод:
Положительная направленность на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения ребёнка в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребёнка со взрослым, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Дети готовые к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно ведут себя на занятиях и реагируют на указания учителя, сохраняя учебную мотивацию и подчиняясь школьным правилам.
Слайд 9Волевая готовность к школе предполагает наличие основных элементов волевого действия,
необходимых для осуществления напряженного учебного труда и выполнения связанных с
ним умений и навыков (выполнять не что хочется, а то, что требует учитель и школьный режим).
Ребёнок способен поставить цель и принять решение;
Наметить план действия и исполнить его;
Проявить определённые усилия в случае преодоления препятствий;
Осуществить самоанализ выполненной работы и оценить результат своего действия.
Появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника (Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн).
Слайд 10На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и
изменяется её удельный вес в общей структуре поведения: изменяется соподчинение
мотивов и на первое место выступают интеллектуальные и моральные основы волевой регуляции дошкольника (А.В.Запорожец,Л.С.Выготский).
Вывод:
Волевая готовность это:
Достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий;
Овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются мотивы и цели, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.
Слайд 113. Интеллектуальная готовность ребёнка это:
Показатель уровня сформированности познавательной сферы ребёнка:
развития функций внимания, памяти, восприятия речи и мыслительных процессов.
Складывается наглядно-образная
форма мышления: ребёнок переходит к решению познавательных действий в уме, требующих выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями.
Развивающееся мышление даёт детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий и планировать их.
Психические процессы приобретают произвольность – такие как память, внимание, воображение.
В процессе учебной деятельности у ребёнка приобретаются умения выполнять операции мышления: сравнения, анализа, синтеза и обобщения знаний об окружающем мире.
Но главным компонентом выступит не столько объём знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.
Слайд 12Вывод
Залогом успешного овладения ребёнком школьными знаниями, прежде всего, является высокий
уровень развития вербального интеллекта и мотивационной готовности к обучению в
школе.
Принятие позиции ученика и высокий уровень развития произвольности психических познавательных процессов.
Несформированность одного из компонентов является неблагоприятным вариантом развития и ведёт к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере.
Слайд 13Вопросы для самопроверки
Что подразумевается под понятием готовность ребёнка к школе?
Каковы
основные составляющие школьной готовности?
Какие потребности ребёнка выражают новую внутреннюю позицию
школьника?
Как определить готовность ребёнка к школе?
Слайд 14Список используемых источников
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения
до школы. М.: Мозаика-синтез, 2014.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под
ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. – М., 2012.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений .М.: Академия, 2001.
Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.: Питер, 2009.
Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. – М., 2012.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарика, 2005.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
Интернет ресурсы:
http://www.voppsy.ru
http://psystudy.com.ru
http://www.psychology.ru/library/.
http:// www.nsportal.ru