Слайд 1Урок чтения
во 2 классе
Лев Николаевич ТОЛСТОЙ
«Филиппок»
Слайд 3Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре
большие болтушки.
Прочитайте:
шепотом, тихо, увеличивая громкость,
медленно увеличивая темп.
Речевая разминка
Слайд 5Проверка домашнего задания
1. с. 110 - 111-чтение по ролям
2. Р.Т.С.38
Слайд 6
Лев Николаевич
ТОЛСТОЙ
Лев Николаевич родился в 1828 году. Свою мать
он не помнил: она умерла, когда ему не было еще
и 2 лет. В неполные 9 лет Толстой потерял и отца. Воспитательницей осиротевших детей стала их дальняя родственница. Первые 13 лет своей жизни Толстой прожил в тульском имении своих родителей – Ясная Поляна.
Главное значение в жизни будущего писателя было «жить честно». «Жить честно» в понимании Толстого означало прежде всего жить не для себя, а для людей, их блага и счастья.
Посмотрите на портрет Толстого. У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом.
7 ноября 1910 года Толстой умер и был погребен в Ясной Поляне, в лесу, на месте, заранее им самим указанном.
Слайд 9Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки
вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь
бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
Отдохнули !
Слайд 11Был мальчик, звали его Филипп.
Пошли раз все ребята в школу.
Филипп взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала
ему:
- Куда ты, Филиппок, собрался?
- В школу.
- Ты ещё мал, не ходи.
И мать оставила его дома.
Слайд 12Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на
поденную работу. Остались в избе Филиппок да бабушка.
Подённая работа –
оплачиваемая по дням, производимая за рабочий день
Слайд 13Школа была за селом у церкви. Когда Филиппок шёл по
своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но
когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филиппок бросился бежать, собака тоже за ним. Филиппок стал кричать, споткнулся и упал.
Слобода- большое село, деревня, широкая улица.
Слайд 14Вышел мужик, отогнал собак и сказал: «Куда ты, пострелёнок, один
бежишь?»
Филиппок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во
весь дух.
Пострелёнок – озорник, сорванец.
Полы – низ пальто
Слайд 15 Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, учитель в
красном шарфе ходил посередине.
Филиппок рад бы что сказать, да в
горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
- Это Филиппок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
- Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Лавка – большая скамейка
Слайд 16 Учитель стал показывать Филиппку буквы, а Филиппок их уже и
немножко читать умел.
- Ну-ка, сложи своё имя.
Филиппок сказал:
- Хве-и –
хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
- Молодец, - сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филиппок осмелился и сказал:
- Костюшка! Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись.
Бедовый – шустрый, смелый.
Слайд 17
С тех пор Филиппок стал ходить с ребятами в школу.
Слайд 20Работа по содержанию рассказа
– С чего начинается рассказ?
- Почему Филиппок
не ходил с ребятами в школу?
-Что приключилось с мальчиком по
дороге?
-Как развивались события в школе?
-Как мальчик стал складывать свое имя?
-Чем закончился рассказ?
Слайд 21Работа с иллюстрациями:
Найди отрывок в тексте
Слайд 22Тест по рассказу:
С кем Филиппок остался дома?
а) С братом
б)
С дедушкой
в) С бабушкой
Почему мальчик по дороге упал?
а) Испугался
б) Споткнулся
в)
Набросилась собака
Почему он долго стоял на крыльце школы? Чего боялся?
а) Что учитель прогонит
б) Что учитель заставит учиться
в) Что ребята будут смеяться
Слайд 23Тест по рассказу:
Какое задание учитель дал Филиппку?
а) Решить задачу
б)
Написать свое имя
в) Сложить свое имя
Кто учил мальчика читать?
а) Мама
б)
Костюшка
в) Друг
Слайд 24Итог урока:
- С каким рассказом Л.Н. Толстого мы познакомились?
-Какие
черты характера Филиппка, вы хотели бы воспитать в себе?
Слайд 25Домашнее задание
Стр.112-114, отвечать на вопросы №1,2