Слайд 1Ломоносов
Михаил Васильевич –
великий русский учёный
Колесникова Ирина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская СОШ № 1» г.Ленинск, Волгоградская
область
Слайд 2Годы жизни: 8 ноября 1711 –
4 апреля 1765
«...Слава россов,
неподражаемый, бессмертный Ломоносов».
Г. Р. Державин
академик
Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Шведской и Болонской академий наук.
Слайд 3 Родился 8 (19) ноября 1711 в с. Мишанинское (ныне с. Ломоносово)
близ города Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
Ходил с отцом на судах
за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан.
Слайд 4Галиот «Чайка», принадлежавший Ломоносовым
Слайд 5
Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог
достать
«принужден был читать и учиться… в уединенных и пустых
местах и терпеть стужу и голод...»
Слайд 6 В ноябре 1730 года девятнадцатилетний Михаил отправился с попутным
обозом в Москву.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь
свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Слайд 7В январе 1731
Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую
славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным
наукам.
Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
Слайд 8Московская славяно-греко-латинская академия
Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он
вспоминал впоследствии: “Имея три копейки в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на копейку хлеба и на копейку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”.
В этих трудных условиях Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
Слайд 10
На уроке в академии…
« Малые ребята кричат и перстами
указывают: смотрите, какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться».
.
Изучал
латинский язык, русский, математику, риторику, политику, философию. Самостоятельно выучил греческий язык
Слайд 11В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников отправили
в Петербургскую академию наук
Слайд 12Работа в Петербургской Академии наук
1741 - адъюнкт физики
(впервые
в России стал читать лекции в АН на русском языке)
1745
год - профессор химии, стал первым русским академиком
1751 год - чин коллежского советника, пожаловано дворянство
1763 год - статский советник
Слайд 13 В 1736 направлен в Германию, в Марбургский университет, в
котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.
В 1739
отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии.
Слайд 14Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными
машинами.
Диплом профессора химии Ломоносова. 1745. М. В. Ломоносов и В.
К. Тредиаковский — первые русские академики.
Паспорт, выданный М. Ломоносову Марбургским университетом 13 мая 1741 год
Слайд 15Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай
берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха…
М. В. Ломоносов
Слайд 16Открытия в области поэзии и
литературы
“С Ломоносова начинается наша литература;
он
был ее отцом…”
В.Г.Белинский
«Российская грамматика» — основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова..
Слайд 17 Литературное
творчество
Ода блаженныя памяти Государыне
Императрице А нне Иоанновне
Ода на день рождения Её Величества
Государыни Императрицы Елизаветы Петровны
Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф
Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида»
«Утреннее размышление о божием величестве» и др.
Слайд 18 Открытия в области РИТОРИКИ
В своем труде он выделяет собственно
риторику — учение о красноречии вообще; ораторию — наставление к
сочинению речей в прозе; поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. Первая попытка Ломоносова создать учебник риторики — событие большого исторического значения. На основе «Риторики» впоследствии были написаны учебники по русскому красноречию.
Слайд 19Открытия в области истории
Составил «Краткий Летописец с родословием»
в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой перечень
важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
Он дал краткую справку о правителях России, сменявших друг друга с древнейших времен.
Слайд 20 Открытия в области физики
Открыл закон сохранения материи и
движения (закон сохранения массы)
Разработал учение о том, что весь мир
состоит из атомов и корпускул (молекул)
Сконструировал термометр
Изобрел «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений
Слайд 21Открытия в области химии
Открыл первую химическую лабораторию в России
Составил рецепт
для приготовления фарфоровых масс
Разработал принципы новой науки «Физической химии»
Слайд 22Ломоносов - создатель русского фарфора, первым заявляет о необходимости знания
химии для создания стёкол.
«Введение в истинную физическую химию». Рукопись М.
В. Ломоносова. 1752
Слайд 23Екатерина Вторая в химической лаборатории Ломоносова
Здесь он провёл более
4-х тысяч опытов!
Им разработана технология цветных стёкол
Слайд 24Открытия в области астрономии
Открыл атмосферу на Венере
Построил телескоп
Слайд 25Открытия в области АСТРОНОМИИ
Рисунки М. В. Ломоносова из рукописей: зажигательный
инструмент и однозеркальный телескоп. 1762
Сконструировано и построено несколько оптических
приборов
Иллюстрации М. В. Ломоносова к рукописи «Явление Венеры на Солнце…». 1761
26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, М. В. Ломоносов обнаружил наличие у неё атмосферы.
Слайд 26Открытия в области географии
Составил «Полярную карту»
Разработал приборы для морского кораблевождения
Создал
новую науку – экономическую географию
Слайд 27Санкт-Петербург. Кунсткамера.
Большой Готторпский глобус
Ломоносов возглавлял географический департамент АН, руководил
работой по созданию географического атласа, восстановил глобус после пожара, создал
циркумполярную карту.
Слайд 28Открытия в области геологии
Создал теорию о возникновении минералов и металлов
Разработал
теорию о причине землетрясений
Слайд 29Открытия в метеорологии
М. В. Ломоносовым была представлена его строго научная
теория атмосферного электричества, которая в полной мере соответствует современным взглядам
М. В. Ломоносов «Слово о явлениях воздушных…». 1753
Слайд 30Аэродинамическая машина
М. В. Ломоносова. Модель.
Разработал летательный аппарат вертикального
взлёта — первый прототип вертолёта, при двух равных винтах на
параллельных осях, равноудалённых от центра тяжести и оси прибора
Слайд 31Ломоносов – художник
- Открыл секрет изготовления смальты
- Изготовил 40 мозаичных
картин
- Избран почетным членом Петербургской Академии художеств
Пётр I. Мозаика.
Слайд 32На Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и
в ней М.Ломоносов начинает занятия с первыми своими учениками
«Полтавская баталия».
Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764
Мозаичный портрет П. И. Шувалова. Мастерская М. Ломоносова. 1785. Эрмитаж
Слайд 34Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли
и на причины образования полезных ископаемых. Он обратился к жителям
России с просьбой присылать ему различные камни. На основании полученных образцов Михаил Васильевич составил каталог минералов России.
Слайд 35 Великий сын России
Физика
Литература
История
География
Геология
Биология
Языкознание
Метеорология
Астрономия
Риторика
Химия
Слайд 36Составил проект учреждения Московского университета
Он создал первый университет
Он, лучше сказать, сам был
первым нашим университетом.
А. С. Пушкин
Слайд 37
Московский государственный университет им. Ломоносова (2009)
Слайд 39 «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал
и все проник».
А.С.Пушкин
Характеристика
Физические качества: выдающейся крепости и силы почти атлетической. Например, борьба с тремя напавшими матросами, которых одолел и снял с них одежду.
Бурный — образ жизни простонародный.
Умственные качества: жадный к знанию, исследователь, стремящийся к открытию нового.
Моральные качества: неотёсанный, с подчинёнными и домашними строг. Стремление к превосходству, пренебрежение к равным.
Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва.
«ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003
2. История России для детей и взрослых.
Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.
3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев.
Белый Город. Москва, 2004.
4. История России. Конец XVI – XVIII век.
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008
Интернет-ресурсы
5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html
6. http//ru.wikipedia.org/wiki
7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47
8. http://www.pravaya.ru/ludi/