Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Слайд 2Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
трехфазная структура урока:
Слайд 3Структура урока с использованием ТРКМ
Слайд 4Задачи фазы вызова
(пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся
знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
Пробудить познавательный интерес
к изучаемому материалу.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Слайд 5Возможные методы и приёмы
составление списка «известной информации»;
рассказ-предположение по ключевым словам;
графическая
систематизация материала (кластеры, таблицы);
верные (неверные) утверждения;
перепутанные логические цепочки
Вывод: информация, полученная
на стадии вызова,
выслушивается, записывается, обсуждается
индивидуально – в парах – группах
Слайд 6Задачи фазы осмысления
(реализации смысла)
(осмысление материала во времени работы над
ним)
Помочь активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми,
постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Слайд 7Возможные
методы и приёмы
Методы активного чтения :
маркировка с использованием значков
«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях
справа);
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Выводы: происходит непосредственный контакт
с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал
параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах
Слайд 8Задачи фазы рефлексии (размышления)
(обобщение материала, подведение итогов)
Вернуть учащихся к
первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения.
Дать творческие, исследовательские
или практические задания на основе изученной информации.
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Слайд 9Возможные
методы и приёмы
заполнение кластеров, таблиц;
установление причинно-следственных связей между
блоками информации;
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
ответы на
поставленные вопросы;
организация устных и письменных круглых столов;
организация различных видов дискуссий;
написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе).
Выводы: творческая переработка, анализ, интерпретация и
т. д. изученной информации. Работа ведётся индивидуально -
в парах –группах.
Слайд 10Роль учителя в ТРКМ
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные
суждения
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно
делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 11Современный выпускник умеет:
формировать собственное мнение
совершать обдуманный выбор между различными мнениями
решать
проблемы
аргументировано спорить
ценить совместную работу, в которой возникает общее решение
оценить чужую
точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 12Основные приемы ТРКМ
Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и
«тонких» вопросов
Слайд 13Кластеры (гроздья)
(опорный конспект)
Слайд 14Прием «ФИШБОУН»
(«рыбий скелет»)
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Сразу могу
применить
Хорошо понятно
Совсем непонятно
Пока не могу
применить
Слайд 16Таблица Донны Огл
«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 19Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть
верные, а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст,
отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют
Слайд 20Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока
даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные
или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Слайд 21Приемы по развитию навыков решения проблем
Мозговая атака
Карусель. Групповая работа. Проблемные
вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение
и передает по кругу дальше
Слайд 22Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся
расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной
группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Слайд 236 шляп мышления
? ?
? ?
? ?
– мыслим
фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
– определение того,
что было трудно, неясно. Противоположность жёлтой шляпе.
– «эмоциональная» шляпа. Связь своего эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления.
– «позитивная» шляпа. Показывает, что было ясно и понятно.
– творческое мышление. Ответ на вопросы: «Что можно было сделать иначе? Почему и как именно?»
– «обобщающая» шляпа. Обобщение высказываний других «шляп» - «последнее слово»
Белая
Чёрная
Красная
Жёлтая
Зелёная
Синяя
Слайд 24Приемы по развитию навыков представления своего мнения
и учета иного
мнения
Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по
кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.
Свободное письмо, эссе
Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
«Дерево предсказаний»
Методики КСО
Слайд 25СИНКВЕЙН
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
Вторая строчка
– это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
Третья строчка
– это описание действия в рамках этой темы тремя словами
Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 26Преимущества технологии
Повышается ответственность за качество собственного образования.
Развиваются навыки работы с
текстами любого типа и с большим объёмом информации; овладевают умением
интегрировать информацию.
Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
Слайд 27Критическое мышление
Размышляйте над этим...
Только критически
Слайд 28МЫСЛЬ В ПОДАРОК…
Кто не смотрит на мир разумно, на того
и он не смотрит разумно.
Гегель
Слайд 29
Литература
Викентьева, И. Ода синквейну / И. Викентьева // Перемена. 2002.
№3.
Де Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. де Боно.
СПб., 2000
Загашев, И. О. Как решить любую проблему / И.О. Загашев СПб., 2001
Загашев, И. О. Умение задавать вопросы / И. О. Загашев // Премена. 2001. №4.
Загашев, И. О. Учим детей мыслить критически / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. СПб., 2003.
Заир-Бек, С.И. Как поставить отметку и в каком случае она не нужна? / С.И. Заир.Бек // Прермена. 2001. №4.
Заир-Бек, С.И. Развите критического мышления на уроке / С.И. Заир.Бек, И.В. Муштавинская.М., 2004.
Клаустер, Д. Что такое критическое мышление/ Д.Клаустер // Народная асвета. 2004. №3.
Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма (из опыта работы)