Слайд 1
Текстовые задачи:
МЕТОДИКА РАБОТЫ
старые и новые методы и
формы работы
Подготовили:
Чистоедова С.В.
учитель начальных классов
Слайд 2В задаче находим:
ОБЪЕКТЫ
УСЛОВИЕ
ТРЕБОВАНИЯ
По отношению между условиями и требованиями
задачи различаются:
а)
определенные задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и
достаточно для выполнения требований;
б) недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа;
в) переопределенные задачи – в них имеются лишние условия.
Слайд 3Маме 32 года, дедушка старше мамы на 30 лет, а
бабушка на 3 года моложе дедушки. Сколько лет бабушке?
Задача
Слайд 4Маме 32 года, дедушка старше мамы на 30 лет, а
бабушка на 3 года моложе дедушки. Сколько лет бабушке?
Мама,
дедушка и бабушка – объекты задачи.
Условие (условия)
Маме 32 года
дедушка старше мамы на 30 лет,
а бабушка на 3 года моложе дедушки
Требования (вопросы)
Сколько лет дедушке?
Сколько лет бабушке?
Объекты, условия и требования взаимосвязаны
Задача- проверь себя
Слайд 5Классификация задач
ПРОСТЫЕ
СОСТАВНЫЕ
I
III
II
Задачи, связанные с
понятием кратного
отношения
Составная задача
состоит из 2
простых задач. Решается в два и более действий.
Слайд 6Простые задачи I группы
(при решении данных задач усваивается конкретный смысл
каждого из арифметических действий)
1) Нахождение суммы двух чисел.
2) Нахождение
остатка.
3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).
4) Деление на равные части.
5) Деление по содержанию.
Слайд 7Митя решил 3 задачи в среду, а в четверг 4
задачи.
Сколько задач решил Митя в среду и в четверг?
Девочка
прочитала за 2 дня 10 страниц. В первый день она прочитала 2 страницы.
Сколько она прочитала во второй день?
Простые задачи
Определите вид этих задач
Слайд 8Простые задачи II группы
(при решении этих задач усваивается связь
между компонентами и результатами арифметических действий; к ним относятся задачи
на нахождение неизвестных компонентов)
1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
4) Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.
8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.
Слайд 9Простые задачи III группы
(при решении раскрываются понятия разности и кратного
отношения; к ним относятся простые задачи, связанные с понятием разности
(6 видов), и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (6 видов).
1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (I вид).
2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (II вид).
3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
Слайд 10Задачи, связанные с понятием кратного отношения
Кратное сравнение чисел или нахождение
кратного отношения двух чисел (I вид). (Во сколько раз больше?)
2)
Кратное сравнение чисел или нахождение кратного отношения двух чисел (II вид). (Во сколько раз меньше?)
3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Слайд 11Главная цель - научить детей осознанно
устанавливать определенные связи между
данными и искомым в разных жизненных
ситуациях, предусматривая постепенное их
усложнение
Слайд 12 Решение любой арифметической задачи состоит из следующих этапов
работы:
1. Ознакомление с содержанием задачи.
Цель: прочитать задачу; представить жизненную
ситуацию, отраженную в задаче
2. Поиск решения задачи.
Цель: выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа; установить связи между данными и искомым; выбрать соответствующие арифметические действия
3. Выполнение решения задачи.
Цель: записать решение.
4. Проверка решения задачи.
Цель: установить правильно оно или ошибочно.
Слайд 13В одном гараже стояло 25 машин, а в другом на
8 машин больше. Сколько всего машин стояло в двух гаражах?
Прочитайте
условие задачи
Прочитайте вопрос задачи
Слайд 15У Пети в двух коллекциях 14 детских журналов. Журнала «Веселые
картинки» 5 штук, остальные журналы - «Ералаш». Сколько журналов «Ералаш»
у Пети?
Составьте к задаче, рисунок, схему, краткую запись
Слайд 20Рассуждение можно строить двумя способами:
от вопроса задачи к
числовым данным;
от числовых данных идти к вопросу;
Введение понятия
«СОСТАВНАЯ ЗАДАЧА» вводится тогда, когда научились решать все виды простых задач.
Разбор составной задачи заканчивается составлением плана решения –
это объяснение того, что узнаем, выполнив то или иное действие, и указание по порядку арифметических действий.
Слайд 22
Знакомство и работа с простой задачей
+
-
-
-
+
-
Новая схема у детей появляется
при
Знакомстве с новым видом задач.
Используются в последствии при анализе
задач.
Например, какая схема подходит к нашей задаче, докажи.
-правильно ли выбрал Вася схему к задаче и т.д.
Слайд 23Знакомство и работа с составной задачей
?
ЗАДАЧА.
Лида нарисовала 7 домиков, а
Вова на 3 домика меньше. Сколько всего домиков нарисовали дети?
При
анализе данной задачи, детям предлагается выбрать 1 или 2 схему к задаче.
В итоге дети приходят к выводу , что нужны эти обе схемы.
Детям раздается 3 схема, в которой мы объединили две простые задачи.
1
2
3
Слайд 24Составьте схему-опору к задаче
при помощи конструктора
Гриша собрал 15
грибов, а Вася в 3 раза
больше, чем Гриша. Сколько всего
грибов собрали мальчики?
Слайд 26В школьном математическом кружке занимается 28 учеников. В танцевальном кружке
- на 12 учеников больше, чем в математическом, а в
спортивном - на 7 учеников меньше, чем в танцевальном. Сколько учеников в спортивном кружке?
Слайд 27Найдите ошибки в решении:
28 + 12 = 40 (уч.)
40 – 7 = 33 (уч.) 3) 40 – 33 = 7 (уч.)
Слайд 28Верные решения:
Вариант 1
28 + 12 = 40 (уч.) – в танцевальном
40 – 7 = 33 (уч.)
вариант 2
1) (28 + 12) – 7= 33 (уч.)
Слайд 29Использование метода моделирования при решении задач
и при изучении других
тем в математике
Слайд 30ЗАДАЧА.
С одного аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолета.
Скорость одного из них 600 км/ч, скорость другого – 720
км/ч. На каком расстоянии друг от друга находились самолеты через 3 часа?
схема
таблица
600км/ч
720км/ч
3ч
3ч
?
Слайд 31
|____|____|____|___|
|____|____|____|____|
Моделирование условия логической задачи на отрезках
Дети играли в снежки.
Андрей бросил дальше, чем Коля и Витя, но ближе чем
Серёжа.
К.
А.
В.
С.
В.
К.
А.
С.
Выбери верную схему.
Слайд 32Использование моделирования при изучении приемов сложения и вычитания чисел
3
2
(7
+ 3) + 2 = 10 + 2 =12
Слайд 34
1 множитель
2 множитель
произведение
Слайд 35А как проверить, верно ли мы решили задачу?
Подставим полученный результат
в условие задачи и проверим полученный текст на наличие противоречий.
Составим
к данной задаче одну из обратных, используя ответ
Слайд 38Виды упражнений по составлению и преобразованию задач
Постановка вопроса к
данному условию задачи или изменение данного вопроса.
Составление условия
задачи по данному вопросу. Составление задач по аналогии
Составление обратных задач.
Составление задач по их иллюстрациям.
Составление задач по данному решению.
Решение задач с недостающими или лишними данными.
Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение.
Использование приема сравнения задач и их решения.
Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась
другим действием.
Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.
Слайд 39Спасибо за внимание !!! Успехов, Коллеги!
Слайд 40рефлексия
-Узнала новые формы или методы
при работе с задачами
Буду
применять некоторые приемы
-Все формы и методы мне известны и
мной
уже применяются