Слайд 1Наполнение музыкального уголка
в группах детского сада
консультация
для воспитателей
музыкальные руководители
Дмитриева М.В.
Швыдкова Н.В.
Слайд 2Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но
и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься
творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона).
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Слайд 3МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК – это место, где дети познают музыку и
её красоту.
ЗАДАЧИ:
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет:
расширять представления о
музыке;
развивать воображение детей;
активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь;
создавать радостное настроение.
Слайд 4ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ УГОЛКУ:
Соответствие возрасту, требованиям Программы, ФГОС.
Рациональность расположения, доступность,
подвижность.
Наличие фонотеки, аудиотеки с песнями, сказками, музыкой
Наличие атрибутов из бросового
материала, нетрадиционного оборудования.
Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами музыкальных инструментов
Разнообразие детских музыкальных и шумовых инструментов.
Эстетика в оформлении оборудования и самого уголка.
Креативность (творчество) педагогов в дизайне уголка.
Безопасность оборудования и материалов уголка музыкальной деятельности;
Разнообразие дидактических игр по разным видам музыкальной деятельности и их соответствие возрастным особенностям детей;
Наличие и разнообразие иллюстративного материала по музыкальным произведениям;
Наличие портретов известных музыкантов в соответствии с программой;
Слайд 5Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня:
для воспитателя и
для детей
На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми
дозированно (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами ДОУ
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
Слайд 6ВИДЫ ПОСОБИЙ: 1. Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты
2.
Озвученные музыкальные инструменты и игрушки
игрушки-инструменты со звуком неопределённый высот
игрушки-инструменты, издающие
только один звук
игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования
Слайд 7 3. Образные пособия
Портреты композиторов (произведения которого дети поют или
слушают)
Чайковский П.И.
Кабалевский Д.Б.
Прокофьев С.С.
Рахманинов С.В.
2) Иллюстрации - пособия типа
«Лото»: карточки
с нарисованными или наклеенными на них картинками
Слайд 84. Самодельные музыкальные инструменты
Раз в два- три месяца обновлять пособия,
вносить новые музыкально-дидактические игры, самодельные музыкальные инструменты (стуканчики, сыпучки, коробочки,
трещотки, погремушки), пополнять картотеку песен, попевок, упражнений, артикуляционной гимнастики, материалом, ранее выученном на музыкальных занятиях.
Слайд 9Важно, чтобы музыкальный уголок находился:
в освещенном, легкодоступном для детей месте;
кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как,
с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Слайд 10В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты:
барабан,
дудочка,
миниатюрное пианино,
металлофон,
также музыкальные игрушки.
В углу лучше поставить
магнитофон, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.
Слайд 11Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды.
На них закрепляются:
фотографии детских выступлений,
портреты композиторов,
красочные плакаты,
картинки с музыкальными инструментами.
Слайд 12МЛАДШИЕ ГРУППЫ
Ванька – встанька
Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик,
зайка и т. д.)
Музыкальные инструменты с фиксированным звуком — органчики,
шарманки
Шумовые инструменты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан
Неозвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)
Атрибуты к музыкальным подвижным играм
Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости)
Ширма настольная с перчаточными игрушками
Магнитофон и набор программных аудиозаписей
Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации.
Слайд 13СРЕДНЯЯ ГРУППА
Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить
с младшей группы и добавить:
Металлофон
Шумовые инструменты для
детского оркестра
Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню)
Фланелеграф или магнитная доска
Музыкально-дидактические игры: «
Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.
Атрибуты к подвижным музыкальным играм:
«Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.
Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка
Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону)
Ширма настольная и набор игрушек
Магнитофон и набор программных аудиозаписей
Слайд 14СТАРШАЯ ГРУППА
Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:
Погремушки,
бубны, барабаны, треугольники
Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком
(металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта)
Иллюстрации по теме: «Времена года»
Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие
в изготовление инструментов для шумового оркестра)
Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.
Атрибуты к подвижным играм
Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям
Настольная ширма и ширма по росту детей
Музыкальные лесенки пятиступенчатая и семиступенчатая
Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам
Слайд 15ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дополнительно к материалу, использованному в старшей группе, добавляется:
Музыкальные инструменты:
маракасы, бубны, арфа, детское пианино,
металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны.
Портреты композиторов
Папки-альбомы: «Мы рисуем песенку» с рисунками детей, в которых они
отображают эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях
и полюбившихся песнях
Пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании музыки
Наглядные пособия: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты»
Самодельные инструменты для шумового оркестра
Музыкально-дидактические игры
Слайд 16Материал для творческих сюжетно-ролевых игр:
мягкие игрушки
мягкие музыкальные игрушки;
куклы
- неваляшки,
образные музыкальные «поющие» или
«танцующие» игрушки
В МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКАХ
ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ :
Музыкально-дидактические игры:
Слайд 17Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков
с музыкальным репертуаром
Технические средства
Слайд 18АТРИБУТЫ к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
Слайд 19Театры
Виды театров:
Театр картинок (Фланелеграф)
Пальчиковый театр
Кукольный театр
Слайд 20РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных
занятиях в повседневной жизни детского сада.
Станет ли эта среда
развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности зависит:
от компетентности взрослого,
его доброжелательности,
заинтересованного отношения к детям,
Ребёнок и взрослый
действуют вместе –
им обоим должно быть
комфортно в музыкальной среде.
Слайд 21Используемая литература:
1. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. -
М., 1978.
2. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? -
М., 1982.
3. ФГОС Дошкольного образования: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/14/rekomendatsiya-dlya-pedagogov-doshkolnykh-uchrezhdeniy-sozdanie
4. http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-v-forme-prezentaci-na-temu-oformlenie-i-osnaschenie-muzykalnyh-ugolkov-v-grupah-dou.html
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2011/09/15/trebovaniya-k-soderzhaniyu-muzykalnykh-ugolkov