Слайд 1Одаренные дети
Заведующая МДОУ «Детский сад п.Липовский »
Баклан Светлана Николаевна
Слайд 2Проблема
Вопрос о существовании творческой одаренности возникает постольку, поскольку анализ одаренности
с необходимостью ставит проблему ее связи с творчеством как ее
закономерным результатом.
Слайд 3Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании
в Российской Федерации"
Статья2.
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и
обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Слайд 4Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании
в Российской Федерации"
Статья2.
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Слайд 5Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании
в Российской Федерации»
Статья2.
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Слайд 6Статья 64. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Слайд 7Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование
1.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его
индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Слайд 8Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Настоящий федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных
требований к дошкольному образованию
Слайд 9Принципы стандарта
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства -
понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация Программ в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Слайд 10Основные принципы дошкольного образования
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Слайд 11Стандарт направлен на решение следующих задач:
обеспечения равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от…., психофизиологических
и других особенностей;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Слайд 12Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей
обеспечение эмоционального благополучия
через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к
его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
Слайд 13Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
утверждена Президентом
РФ 03.04.2012
определяет базовые принципы построения и основные задачи общенациональной системы выявления
и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования.
Слайд 14стратегические установки Концепции
недопустимость селекционного подхода по принципу наличия или отсутствия одаренности
у детей и подростков. «Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во
многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность».
Слайд 15стратегические установки Концепции
предоставление каждому представителю молодого поколения возможностей для адекватного развития
его дарований: акцент сделан не на отборе или выявлении особо перспективных молодых
граждан, а на стимулировании роста творческого потенциала всего российского общества за счет максимальной самореализации каждого из его членов.
Слайд 16Комплекс мер
включение положения по мерам совершенствования системы школьного образования как
естественной среды для проявления и развития способностей детей и подростков; системы дополнительного образования
как условия личностной и творческой самореализации детей и молодежи, системы профориентационной работы как основы психологопедагогической поддержки всех школьников; системы художественного воспитания как предпосылки развития творческого потенциала детей и подростков;
Слайд 17Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
Миссия государства в
сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи: создать эффективную
систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Слайд 18Базовые принципы
а) приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права
на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;
б) доступность и
открытость;
в) опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения;
Слайд 19Базовые принципы
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Слайд 20Базовые принципы
г) индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на
всех уровнях образования;
д) межведомственное и сетевое взаимодействие;
е) общественный и профессиональный
контроль;
ж) сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов.
Слайд 21Основные направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
-
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и
организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих:
- учет результатов интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний и внеучебных достижений (формирование портфолио) детей и молодежи при отборе для обучения по профессиональным образовательным программам, создание системы "социальных лифтов";
Слайд 22Основные направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
повышение
заинтересованности педагогических работников, образовательных учреждений и работодателей в выявлении и
поддержке одаренных детей и молодежи;
регламентации педагогической работы;
- создание и функционирование национального координационного совета по поддержке молодых талантов России;
Слайд 23Основные направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
- развитие и совершенствование научной и методической базы научных и
образовательных учреждений, включая:
- развитие отечественных научных школ;
- внедрение современных технологий обучения (в том числе дистанционных), создающих условия для выявления и развития задатков и способностей детей и молодежи в образовательных учреждениях;
- разработку разноуровневых образовательных программ, а также соответствующих им учебников, учебных и методических пособий;
Слайд 24Комплекс мер, вызывающих тревогу
«нормативно закрепить понятие одаренности…» (это приведет к различным
проявлениям фальсификации «одаренности» и психологическому травмированию детей);
осуществить «отбор эффективных методик психолого-педагогической
диагностики и развития одаренности»(таких методик на данный момент не существует);
Слайд 25Комплекс мер
Использование нейтральных и адекватных терминов «молодые таланты» и «мотивированные и способные
дети/молодежь» вместо термина «одаренные дети/молодежь»;
исключение терминов «отбор» и «выявление», свидетельствующие о селективной
тенденции, потенциально опасной для психического здоровья и равновесия общества; следует говорить не о об «отборе и выявлении одаренных», а о создании условий для проявлений и развития индивидуальных дарований детей и молодежи с предоставлением каждому обучающемуся возможности выбора формы обучения и формы деятельности в зависимости от его склонностей и способностей;
Слайд 26Комплекс мер, вызывающих тревогу
увязать престиж и материальное благополучие педагогов с показателями «их
результативности в работе с одаренными детьми и молодежью» (вместо этого надо поощрять педагогов
за создание развивающей образовательной среды);
сформировать «единый общероссийский реестр особо одаренных и талантливых детей и молодежи… с указанием открытых для общественного доступа рейтинговых данных об их участии и победах в различных творческих и конкурсно-соревновательных мероприятиях» с его размещением в Интернете и т.п.(создается впечатление, что речь идет о «торговле» талантливыми детьми).
Слайд 27Определение «Одаренность»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов
в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 28Понятие «Одаренный ребенок»
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Слайд 29Одаренность
это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной
среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования
Слайд 30Одаренность
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» —
«одаренные дети встречаются крайне редко».
Слайд 31Признаки одаренности
1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка
обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три
основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
Слайд 32Признаки одаренности
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях
поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за
счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности – новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ему открывать новые приемы и закономерности.
Слайд 33Признаки одаренности
2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в
склонности "все делать по-своему" и связанного с присущей одаренному ребенку
самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен – наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи – рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).
Слайд 34Признаки одаренности
3.Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность
видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в
соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.
Слайд 35Признаки одаренности
4. Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в
высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе
обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Слайд 36Типы одаренности
интеллектуальный,
«академический»,
художественный, креативный тип (творческий),
лидерский или социальный,
спортивный.
Слайд 37интеллектуальный тип
Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто
они умеют самостоятельно их получать — сами читают сложную литературу,
могут даже критически отнестись к тем или иным источникам; точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Именно их называют «светлыми головами» .
Слайд 38Академический тип
При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет
место, однако на первый план выходят особые способности именно к
обучению. Этот тип одарённости прежде всего умеет блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности его познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности его мотивации таковы, что делают учение достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать.
Слайд 39художественный тип.
художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в
высоких достижениях в художественной деятельности — музыке, танце, живописи, скульптуре,
сценической деятельности. Педагог должен видеть эти способности, содействовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту.
Слайд 40Креативный тип
Главная особенность этого типа одаренности выражается в нестандартности мышления,
в особом, часто непохожем на других взгляде на мир, в
том, что поэт назвал «лица необщим выраженьем».
Слайд 41лидерская, или социальная, одаренность.
Синонимом этого является выражение «организаторские способности».
Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними
конструктивные отношения, руководить ими.
Слайд 42 психомоторная или спортивная одаренность
Сразу следует отметить, что бытующее мнение о
пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования
показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как тяжелая атлетика или футбол. Не случайно, что многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся писателями (Юрий Власов), удачливыми бизнесменами (Пеле) и, уж конечно, талантливыми педагогами (Ирина Роднина). Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и должного желания.
Слайд 43Итоги дошкольного образования
Творчество дошкольника и проявление
его результатов
Слайд 44Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности